А что, так можно было? » — Обзор Crusader Kings 3. Crusader kings 3 отзывы.

Если сравнивать ее с «ванильной» версией Crusader Kings II, то различия просто ошеломляют — большое количество новых земель и религий, развитый RPG-элемент, переработка религии и многое другое. Те, кто никогда не покупал никаких DLC, найдут много нового контента. И для преданных поклонников будет сложнее удивляться.

Обзор Crusader Kings III. Всё могут короли

Crusader Kings занимает особое место в семействе стратегий Paradox Interactive. Именно успех второй части в 2012 году привлек к сериалу широкую аудиторию. Именно тогда начался конвейер DLC, чему издатель был несказанно рад. Ни устаревшая графика, ни плохая оптимизация, ни новые релизы студии не смогли остановить поклонников — с годами популярность игры не ослабевает, а наоборот, постепенно растет.

Но это не могло продолжаться вечно. Порог входа для Crusader Kings II стал слишком высоким, поэтому компания Paradox решила… издавать конкурирующий продукт к своей собственной игре.

Равных — нет

В то время как Europa Universalis — это классическая стратегическая игра о раскрашивании карты в свой цвет, а Total War фокусируется на тактических сражениях, Crusader Kings — это больше, чем просто глобальная стратегическая игра. Это ролевая игра-песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы игры не изменились и в третьей части. Игрок возглавляет не государство, а династию: завоевывает и наследует многочисленные титулы, старается вырастить достойных наследников и не поссориться с вассалами и церковью. Невозможно удержать каждый клочок земли — как только вы приобрели более 5 или 7 провинций, вам придется ожидать бесконечных восстаний и нападений. Вам придется распределять территории между своими придворными и выбирать между полезными засранцами и глупыми подхалимами. В этой игре нет четкой цели. Хочешь — завоевывай территории, хочешь — изображай жутких девиантов, сумасшедших и каннибалов, хочешь — обращай африканцев в культ Перуна.

В начале игры вы можете выбрать одного из трех десятков исторических правителей, но ничто не мешает вам управлять любым графством на карте мира или начать в качестве вассала халифа.

Привыкнуть к базовой механике позволяет энциклопедия, хорошо интегрированная в игру. Если вы наведете курсор на любой значок, вы получите подробную информацию о нем и несколько ссылок на условия игры. Crusader Kings III в целом стала гораздо более открытой по сравнению со своей предшественницей. Механика динамических событий в Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: Например, если вы послали маршала успокоить разгневанных жителей деревни, вы понятия не имели, когда он закончит свою миссию. Crusader Kings III честно показывает вам шкалу прогресса — каждый месяц вы можете приблизиться к своей цели с определенной вероятностью (в зависимости от навыков и других параметров).

Однако для новичков все не намного проще. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и вам еще многому предстоит научиться. Как добывают золото? Как претендовать на соседние территории? Как вы обращаете и заводите новых друзей? Короткое руководство не отвечает на эти вопросы и оставляет игрока один на один с множеством меню. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоевывать Рим для монголов, то вы быстро разберетесь, а если нет — будете висеть, изучая вкладки. Ведь помимо старых механизмов, в третьей части появилось несколько новых.

Если титулов недостаточно, но вы хотите больше, попросите священника «найти» доказательства того, что земля вашего соседа принадлежит вам по праву. Во второй части канцлер сказал следующее, что еще более разумно.

Если ваш сосед — отважный стервятник, вы должны ожидать захвата. Как только я потерял свою армию на гималайских перевалах, он объявил мне войну.

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского такура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожая система уже была предложена в DLC Way of Life для Crusader Kings II. Есть пятнадцать путей, которые открывают большие деревья роста в дополнение к случайным событиям и небольшим бонусам характеристик. После нескольких лет учебы (хорошее образование ускорит этот процесс) ваш правитель приобретет полезные преимущества.

Как полководец, вы можете научиться объявлять войну за полцены и сэкономить ценный престиж, или набрать больше рыцарей для своей армии. Как интриган, вы можете вселить страх в своих подданных, чтобы они не бунтовали понапрасну. Перки — настоящая жемчужина игры, и изучать и комбинировать их очень увлекательно. Пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж принесет вам ощутимые деньги. Есть ли у вас хрупкая линейка? Изучайте искусство пыток и совершенствуйте свои навыки в борьбе с беззащитными заключенными. Но берегитесь: персонажи-садисты полюбят казнь, а честные герои рискуют впасть в депрессию.

Черты больше не просто дают вам характеристики — они определяют ваш предпочтительный стиль игры. Они не диктуют, но оказывают ощутимое влияние на ваши действия. Воспитали ли вы в своем сыне храбрость? Не удивляйтесь, если он не дойдет до короны — храбрость удваивает шанс того, что он погибнет в бою. В игре мало явно положительных и отрицательных черт; при желании вы можете воспользоваться практически любой из них. Например, похоть осуждается почти всеми религиями, но она позволяет быстро обзавестись наследниками.

Каждое ваше решение, влияющее на персонажа, увеличивает очки стресса или, наоборот, уменьшает их. Вы можете избавиться от них различными способами…. В основном за счет появления новых проблем в процессе. И вот мой махараджа с зудящими штанами решил расслабиться в борделе и подхватил там сифилис. Неграмотный врач усугубил ситуацию — от смеси у правителя вытек глаз, и завоеватель Ориссы бесславно умер от ран через несколько дней.

При жизни фигуре едва удалось получить две ветви приданого. В конце каждого уровня есть особенно полезное преимущество, но большую часть времени выгодно расти сразу в нескольких направлениях.

Механика технологии менялась снова и снова. Научные достижения теперь сгруппированы в большие блоки и связаны с вашей культурой. Например, лидер крупнейшей ирландской нации определяет, будет ли весь остров стремиться построить мощные катапульты или освоить новые территории для войны. Стартовые условия разные, а некоторые технологии (например, разведение боевых слонов) тесно связаны с географией.

Религии устроены аналогичным образом, каждая из них имеет три доктрины, которые открывают уникальные жетоны. Для язычников захват — единственная причина для войны, а католики могут отправить брошенных детей в монастырь. Слишком тесно в рамках деноминации? Набирайте очки благочестия и придумайте свой собственный культ! Несколько кликов, и придворные перестанут коситься на браки братьев и сестер и заниматься колдовством. Правда, ваши соседи могут выступить против вас из-за этого.

Пролог

Прошлой осенью мы с друзьями купили первые билеты на Paradox Con 2019 в Германии. Ходили слухи, что будет объявлен новый проект, и наши мнения разделились: Я был уверен, что это будет что-то новое, вроде Cities: Skylines или Surviving Mars: небольшая спутниковая стратегическая игра, изданная Steamers, вместе с некоторыми DLC для флагманской Big Strategies. Один из моих друзей, напротив, придерживался мнения, что будут объявлены кресты, во что я совершенно не мог поверить: Многолетняя поддержка проектов Paradox создавала впечатление, что старые игры не такие уж и старые, что они будут продолжать выпускать для них новый контент, и что нет никакой необходимости в новом названии, скажем, Crusader Kings или Europa Universalis. В тот момент казалось более вероятным, что будет объявлена Виктория III, чем Кресты. В целом, я был настроен несколько скептически.

Я — часть нашей команды на Paradox Con 2019, где я — король неудачников.

Затем на сцену выносят свечи, а потом выходят люди, одетые в черное, и поют главную тему из Crusader Kings. Затем выходит первый трейлер. Сомнений нет: это не дополнение, а нечто совершенно новое в старом формате: Crusader Kings 3.

Я помню свои ощущения в то время: с одной стороны, красота происходящего в этой сцене никого не могла оставить равнодушным, но с другой стороны, это не могло не ужасать. Поскольку это была одна из моих любимых игровых серий, моя первая мысль была такой: «О нет, они собираются прекратить поддержку Crusader Kings II». В общем, эти опасения оказались ошибочными: Игра больше не поддерживалась, но только до последних дней августа, когда было выпущено финальное обновление контента для Monarch’s Journey, всего за несколько дней до выхода следующей игры. Тем не менее, я был скорее шокирован, чем взволнован этим объявлением.

Компания Paradox известна своей приверженностью открытости и обратной связи. Многие игры компании полностью перерабатываются при запуске, а ключевые механики, как, например, в Stellaris или Emperor: Rome, изменяются на основе отзывов игроков. На Paradox Con нас приветствовали десятки разработчиков на стендах, которые без проблем отвечали на вопросы фанатов о каждой игре. Я засыпал одного из разработчиков Crusader Kings 3 глупыми вопросами и узнал перед прессой, что в игре не будет теократий или демократий, и что все религии будут доступны для игры на старте; что разработчики, по крайней мере, изначально планировали установить дату релиза раньше, чем в CK2… Жаль, что я не пишу в блоге Stopgame.ru и могу поделиться результатами своих запросов с друзьями только на паршивом английском.

Самым пугающим в этом множестве новой информации были скриншоты. А именно, это (или что-то подобное):

«О нет», — закричала я. «Это трюки с ветками, как в Hearts of Iron IV? Это «игра в поезд» и потеря гибкости ставок!». Позже я узнал, что у каждого персонажа будет только три черты характера, и он не будет меняться на протяжении всей своей жизни, в отличие от Crusader Kings II, где персонаж игрока мог превратиться в совершенно другого человека, если игрок тщательно обдумывал свой новый образ жизни и действия. «Что это? Масштаб убивает завершение? Какая чушь, какая чепуха, какое словоблудие и упрощения!». И такое возмущение с моей стороны усиливалось при каждой возможности, вплоть до последних дней перед выходом игры. Даже 3D-портреты к 1 сентября меня больше беспокоили, чем радовали. «Они не собираются наносить удары или болезни на портреты, как они сделали с двухмерными портретами персонажей во второй части игры после обновления Holy Fury», — подумал я сначала.

Кульминация

… А если быть более точным, я даже не знаю, с чего начать. За несколько дней до релиза я зашел на Reddit и попросил своего друга, создателя контента, написать обзор предрелизной версии игры, которую он получил до снятия «эмбарго» на публикацию обзоров, а я в это время смотрел средневековые фильмы и пополнял свои знания по геральдике. Я предсказывал, что игра понравится новым игрокам, но мы, старые знакомые и ветераны второй части (а некоторые даже первой), будем весьма недовольны.

Два стула геймдизайна сиквелов

Многие разработчики игр, создающие продолжения старых, но успешных игр, часто сталкиваются с несколькими неравными проблемами: например, им необходимо привлечь как можно больше новых игроков к новой части старого проекта и в то же время оправдать ожидания старых игроков, которые, в отличие от новых игроков, уже имеют определенные ожидания от продукта. И часто решения этих двух проблем противоречат друг другу в глазах дизайнера игр.

Крупные студии, как правило, фокусируются на расширении аудитории, подстраивая продукт в первую очередь под нее, и пренебрегают «ветеранами», считая их либо уже лояльными, либо совершенно незначительной частью аудитории. Так было, например, с сериями Fallout и The Elder Scrolls, где каждый сиквел становился все более зрелищным, но отказывался от сложного и глубокого геймплея и систем развития, за которые старые зрители полюбили эти игры. Конечно, были фанаты Morrowind, которые были недовольны диалогами и уровнем Skyrim и которые любили серию за ее ролевые игры и погружение в атмосферу, но на каждого такого недовольного фаната приходилось десять довольных новичков, для которых Skyrim стал первой игрой такого рода, доступной, понятной и приятной. Эти новые игроки могли ничего не знать о прошлом TES как «ролевой игры», но они неизменно приносили разработчику большие прибыли, и все были довольны.

В случае с Paradox мы увидели ту же тенденцию: Разработчики Hearts of Iron IV, например, решили отказаться от многих особенностей третьей части серии, убрав сложную систему штабов и добавив в игру «хитрости стран», по сути, заменяющие дипломатические и экономические отношения. Целью было снизить начальный уровень, и это принесло свои плоды: HoI4 по-прежнему является самой кассовой стратегической игрой студии, даже если поклонники предыдущих версий не были в восторге от изменений на старте.

Когда разработчики Crusader Kings 3 впервые объявили, что одним из принципов их игры будет «снижение барьера входа для новых игроков», мы вряд ли могли ожидать серьезных упрощений и потери глубины игры в пользу простых, «аркадных» механик развития персонажей и взаимодействия, которые, по крайней мере, понятны новому игроку. Вся рекламная кампания последних нескольких дней также, похоже, была направлена на новых игроков: В предрелизных материалах и обзорах разработчики объясняли основные механики Crusader Kings так, как будто публика никогда о ней не слышала. С точки зрения маркетинга это вполне объяснимо: зачем рассказывать об игре преданным фанатам, которые все равно ее купят? Лучше проводить время с теми, кто сомневается. Но с точки зрения философии разработчиков, она была проклята.

Царь пир желает!

Crusader Kings 2 полюбилась ветеранам за то, что жизнь подконтрольного правителя может измениться в любой момент. Счастливое государство, хорошие отношения с вассалами и уважение к церкви могут быть потеряны по случайности, а некогда великое государство может рухнуть, и им будет править глупый наследник, зарезанный завтра в харчевне — и это будет конец игры.

Разработчики настояли на уникальном режиме — не по масштабу, а по глубине, и ролевой элемент от этого только выиграл. Корни глобальной стратегии в Crusader Kings 3 не видны на первый взгляд. Игрок наблюдает за жизнью персонажа, воссоздает ее, принимает решения и справляется с горечью утраты после его смерти. Компания Paradox Interactive разработала на этой основе серию глобальных стратегий. Это очень хорошо сделано.

Игрок может взять под контроль любую личность из любой страны или района. Хотите начать с самых низов и вознести свою династию к небесам? Мы будем рады, если вы сделаете это. Есть ли в ваших жилах хоть капля крови Рюриковичей? Возьмите под свой контроль великого герцога и покорите Европу! Или потерять все контролируемые территории и довести расу до разорения. Все находится в руках игрока.

Каждое действие и решение оказывает непосредственное влияние на личность правителя и его окружение. Если он от рождения был застенчивым садистом, то вдохновенные речи перед толпами людей и уважительное отношение к подданным приведут его в состояние давления, которое теперь само по себе является механизмом. Он разделен на три этапа. При достижении второй или третьей категории стресс первой стадии может перерасти в нервный срыв или депрессию. Для персонажа это заканчивается не очень хорошо.

В зависимости от особенностей характера вашего персонажа, есть разные способы справиться с этим — например, просто делать то, что он или она любит больше всего. Или вы можете выбрать один из вариантов, которые предлагает игра: Пьянство, погоня за женщинами легкого поведения или влюбленность в верность — и это лишь некоторые из многочисленных решений. Все это связано с развитием новых черт характера, с помощью которых вы можете как раздражать, так и подружиться с вассалами или соседями.

Характеристики военного дела, дипломатии, науки, управления и интриг больше не являются статичными цифрами, влияющими на успех решения. «Curriculum vitae» персонажа — это концентрация на определенном курсе и его развитии. По сути, это три эволюционных дерева, которые дают пассивный рост определенных навыков и разблокируют активные навыки. Интриган сможет похищать или эксплуатировать людей, военачальник получит больше возможностей для начала и ведения войн, а дипломат — возможность заключать союзы и распространять свое влияние на другие континенты.

Все это создает миллиарды ситуаций, не все из которых можно увидеть даже через тысячу часов. Каждый персонаж может быть развит десятками различных способов, и каждая мелочь — вплоть до догматов их конфессии — оказывает на них влияние. Интересно ли следить за жизнью правителя? Несомненно. Но еще интереснее проследить за жизнью его потомков.

Набожные пьяницы и дипломатичные садисты

Смерть героя наступит в любом случае. Либо от старости, либо от ножа в спину, либо от обезглавливания в честном бою. Это не конец Crusader Kings 3, по крайней мере, если после правителя останется наследник. Именно он начинает управлять игроком, и все внешние и внутренние проблемы государства ложатся на его молодые (или не очень) плечи.

Отдельно стоит упомянуть песонажей, населяющих игру. Они — личности, со своим характером, своим судом, своей жизнью. В отличие от второй части, теперь это анимированные личности, которые могут показывать свое настроение или реакцию на события с помощью жестов или мимики.

Необходимо развивать отношения с персонажами, заключать браки между детьми разных династий, создавать союзы. Или же вы можете использовать их для интриг, уничтожая их наследников или раскрывая их ужасные секреты. В какой-то момент я узнал, что у одного из самых важных правителей была любовница — советница, с которой он был «близким другом» для всех остальных.

Это позволило нам посадить его на «крючок» — новый механизм, который, в зависимости от тяжести секрета, позволяет перетянуть персонажа на нашу сторону. Навязать брак, который в наших интересах, а не в его, поддержать в войне — все, что душа пожелает. Если это простой секрет, шантажист может выйти из-под контроля и признаться во всем собственной семье и окружению, за что его ждет суровый выговор, а игрок теряет власть над ним.

Теперь представьте себе ситуацию. Природа, как известно, отдыхает на детях гениев, и после того, как великий король объединил под своим крылом десятки вассалов, управление государством переходит к его преемнику — жуткому прелюбодею, интригану и тирану, который будет держать в страхе всех своих подопечных. И главная цель — как минимум сохранить то, что построил его предок, и как максимум расширить сферу его влияния, пока он растит подходящего преемника.

За годы правления различных королей и императоров происходит развитие государственной системы. Когда игрок владеет большинством территорий своей цивилизации, его король становится правителем и определяет, каких высот может достичь его народ, например, как строить осадные орудия или поднимать государственные флаги.

Именно здесь возрождается интерес к игре. Постоянная смена сил и персонажей заставляет приспосабливаться к новому стилю игры по ходу игры и, прежде всего, менять стратегию!

Глобальные сложности не нужны

Paradox Interactive пошла по пути наименьшего сопротивления и постаралась привлечь как можно больше игроков. Другая малоизвестная механика, стратегические действия на карте, стала намного проще и понятнее для новичков.

Больше не нужно гадать, как перевозить союзников по морю и где сосредоточить войска в случае войны. Все армии, находящиеся в распоряжении командующего, сосредоточены в одном плацдарме, по умолчанию в столице, а флот отсутствует как категория. Теперь вы просто щелкаете по воде, выбираете воинское подразделение, и в награду оно «наколдовывает» себе корабль из воздуха.

В Crusader Kings 2 армия была представлена ополчением всех вассалов, лично расставленными стражниками и наемниками. В третьей части «Королей» появился новый вид войск — рыцари, которые в предыдущей игре назывались генералами и могут быть назначены командирами войск. Однако большинство из них остаются статичными в меню и не помогают в бою. Теперь все они участвуют в сражениях и получают преимущества в зависимости от своих навыков.

Сражения на карте мира изменились в лучшую сторону. Рыцари, общая готовность армий и местность оказывают непосредственное влияние на исход сражений. Даже небольшой отряд может победить, если он состоит из обученных и универсальных воинов, а не из ополчения голодных мужчин.

Союзные государства теперь действуют в войнах в одиночку. В Crusader Kings 2 можно было указать дружественному отряду, куда идти и какой город взять, а своих солдат отправить в другое место. В третьей части этой опции нет, или она спрятана где-то глубоко.

Мини-карта мира, которая во второй части помогала быстро ориентироваться в регионе и переключаться между несколькими континентами в мгновение ока, исчезла. Неясно, почему он был удален. Он может быть восстановлен позднее после получения отзывов от пользователей.

Особенности, которые удаляются или урезаются, плохо сказываются на играбельности, но, с другой стороны, они ничего не отнимают от истории о правителе государства. Должен ли король учитывать, куда он посылает войска своих вассалов и союзников? Нет, это должны сделать за него специально обученные люди, которые находятся здесь в качестве советников по внешней и внутренней политике.

Дипломаты, шпионы, маршалы, казначеи и представители духовенства выполняют различные задачи либо пассивно, либо активно. После завоевания территорий военному советнику может быть поручено ужесточить контроль над ними, и если он обладает высоким уровнем военных знаний, он сделает это быстро и эффективно, крепко поцеловав нового короля в зад, если тот его любит. Конечно, плохой советник разрушает все планы и усугубляет ситуацию.

Монарший двор

И самое главное новшество — это сам монарший двор и изменение в работе придворных. На первый взгляд может показаться, что эта функция больше декоративная и добавляет больше впечатлений, чем новые возможности. Но в действительности, конечно, это совсем не так.

Да, теперь у игрока есть возможность увидеть тронный зал, где сидит правитель со своим окружением — семьей, советом, благородными воинами, придворными и другими второстепенными персонажами, такими как просители. Внешний вид комнаты зависит от многих параметров, особенно от культуры страны и ее общего великолепия, и новый фоторежим поможет вам запечатлеть всю эту красоту.

Вот они, нищие. Все стоят в очереди, поэтому все чего-то хотят. Нет покоя!

Красота — красотой, но в чем суть монаршего двора? Давайте рассмотрим интерфейс на примере тронного зала короля Альфонсо VI, правителя Леона и Кастилии. В левом верхнем углу находятся три вкладки — тронный зал, великолепие двора и придворные артефакты.

Первый раздел представляет собой обзор. Вы можете летать по комнате, рассматривая фигурки и их внешний вид. Из этого же меню можно начать некоторые важные события, например, «Провести прием». Это важная опция, которую стоит использовать на основе Кулды (раз в пять лет), и важно понимать, что уже существующая функция «Праздновать» — это совершенно другое событие. Когда вы устраиваете торжество, у вас есть возможность подчеркнуть великолепие двора, наладить отношения с известными личностями и принять участие в событиях, связанных с внутренними и внешними делами. Однако вы также можете понести потери, если герой не является опытным администратором или просто не имеет достаточно мерзкого золота для нищего.

Посещение нищих становится своего рода мини-игрой. К трону правителя по очереди подходят несколько человек, которые могут быть либо глупыми крестьянами с прозаическими вопросами типа «Ваше Величество, кто будет править этим рогатым зверем галактики — я или мой сосед?». А также могущественные князья, просящие помощи в завоевании территории, которая по праву принадлежит им. Все решения, которые вы принимаете в этом действии, влияют на различные аспекты игры. Поэтому лучше всего сохранить игру перед началом загрузки (если только вы не выбрали режим Ironman, который позволяет сохраняться только автоматически).

Двор короля Альфонсо не очень богат. Но это недостаток, который можно исправить — если только у вас есть деньги.

На вкладке Court Greatness игрок может настроить свою экосистему и отслеживать прогресс ее параметров. При выборе типа двора возможные варианты зависят от культуры государства, например, в «Короле Альфонсо» есть варианты «Двор интриг» и «Двор воинов», каждый из которых предлагает свои узкие бонусы как для главного героя, так и для его территории в целом. Здесь же вы можете выбрать язык суда, который может меняться не чаще одного раза в пять лет. Важность суда возрастает тем больше, чем больше государств используют выбранный язык для своих субъектов. Далее идут бафферы, напоминающие бафферы в серии Stronghold, в плане распределения еды и контроля расходов. Здесь есть четыре элемента: Уровень моды, уровень питания, количество слуг и определение того, насколько роскошны комнаты. Минимальные элементы бесплатны, но более крутые опции, предлагающие некоторые бонусы, должны быть выделены в отдельный контент.

Интриги

Какой бы способ умиротворения вы ни выбрали, не забывайте об интриге. Механика интриги позволяет вам быть гораздо более точным и эффективным. Вы можете подружиться или соблазнить влиятельных игроков, и они будут защищать вас в случае неприятностей.

Если кто-то отказывается стать другом добровольно, его можно шантажировать. Например, вы знаете, что слишком амбициозный герцог часто уединяется со своей сестрой — в этом случае он сделает все, чтобы тайна не была раскрыта.

Подталкивать людей не обязательно за счет их секретов, даже если это самый смешной способ сделать это. В большинстве случаев ваши дети будут рады сделать для вас все, что угодно. В конце концов, взяточничество еще никто не отменял.

Иллюстрации с загрузочных экранов хорошо передают темы игры. А ещё они красивые

В крайних случаях, когда и дружба, и шантаж не помогают, можно прибегнуть к старому доброму политическому убийству. Нож в правом сердце может быть опаснее целой армии. И это не просто образное выражение. С его помощью можно выигрывать войны (для этого достаточно, чтобы претендент на престол случайно упал с валов) или разрушать империи — для этого достаточно подавиться костью, пока преемник не достигнет совершеннолетия и страна не развалится изнутри.

Особый вид интриги, не связанный напрямую с ними, — это брак. Это необходимо, прежде всего, для продолжения семейного древа. Поэтому всегда разумно выбирать женихов и невест с хорошими родственными связями — высокий интеллект, красота и крепкое здоровье могут передаваться по наследству. И тогда не имеет значения, что соперник не является врожденным.

Однако есть случаи, когда брак должен решать более насущные проблемы. Династические браки — самый простой способ заключить союз с другой державой. А это может быть очень важно накануне войны. Более того, если вы правильно разыграете карты, ваш ребенок может унаследовать несколько титулов из новой родословной.

Этот человек организовал восстание. С его смертью оно быстро сойдёт на нет

Война

Crusader Kings III предлагает множество различных решений проблем помимо армии, но вряд ли вы сможете жить пацифистом. Если вы сами не желаете расширяться, это не значит, что остальные будут так же спокойны. Однажды тебе придется взять в руки меч.

Прежде всего, важно пояснить, что войны в Crusader Kings III подчиняются тем же неявным феодальным правилам, что и вся остальная игра. Вы не можете просто напасть на своих соседей и взять то, что хотите — casus belli (причина войны) имеет решающее значение в любом конфликте. Более того, ведение войны стоит очков престижа или благочестия, которые не всегда легко заработать.

Нет никаких юридических оснований для начала войны. Поэтому прежде чем поднимать войска, необходимо проверить правовые основания для вторжения. Например, один из ваших предков мог иметь графство на вражеской территории. Вы можете претендовать на него как на наследство и, если вам в нем откажут, объявить войну. Вы также можете поддержать утверждения других людей.

Представитель монгольской культурной группы может объявить себя Чингисханом. В таком случае он получит большое войско и неограниченный повод к войне со всеми

Член монгольского культурного круга может называть себя Чингисханом. В этом случае в его распоряжении будет большая армия и неограниченный повод для войны против всех.

Всегда легко начинать войны с иностранцами. Однако будьте готовы к тому, что другие представители этой религии будут защищать их. Языческие племена имеют широкие возможности для постоянного кровопролития — они вольны воевать с соседями за небольшие территории или завоевывать их. Существуют и конкретные причины для войн: крестовые походы или джихады, например, проповедуются главами конфессий, и всех христианских/мусульманских верующих призывают присоединиться к ним.

К сожалению, в Crusader Kings III гораздо интереснее объяснять войны, чем непосредственно участвовать в них. Дело в том, что игрок практически не участвует в сражениях. Все, что он может сделать, это собрать армию, назначить ей командира из доступных персонажей и приказать двигаться в определенное место.

Сражения происходят автоматически. Они основаны на силе и составе войск, а также на других факторах, таких как навыки генерала, количество припасов и местность. Большинство военных тактик сводится к тому, чтобы не нападать на врагов, окопавшихся в горах.

При желании вы можете подробно рассказать о сильных и слабых сторонах различных видов войск, типах местности, которые они предпочитают, и местах, где они наиболее эффективны. Однако это малоэффективно — проще сражаться с врагом массово или попытаться заманить его в горы. Кроме того, большинство войск — это ополчение, а профессиональные воинские подразделения редки и дороги. В армии есть также рыцари — дворяне. Они могут влиять на ход битвы, но не слишком сильно.

Племенные вожди оплачивают гвардию с помощью собственного престижа, а феодалы — золотом. Это одно из их немногих отличий

Вожди племен платят охранникам своим престижем, а феодалы — золотом. Это одно из немногих различий между ними.

Религия

Как уже упоминалось ранее, религия — одна из самых популярных причин войн. Дело в том, что люди в Средние века были чрезвычайно ревнивы к своим убеждениям, легко обижались и были твердо убеждены в правоте собственных убеждений. Поэтому вера занимала очень важное место в общественно-политической жизни.

В целом, в Crusader Kings III можно выделить три основные концепции: авраамическую, восточную и языческую. Каждая из них подразделяется на различные религии. К авраамическим религиям относятся, например, христианство, ислам и иудаизм. Последние, в свою очередь, состоят из таких деноминаций, как католицизм и православие.

Деноминация, которую исповедует человек, во многом определяет жизнь его приверженцев и имеет приоритет над законами государства. Она определяет, какие характеристики человека являются греховными, а какие — благородными. Он определяет, кто унаследует землю, мужчина или женщина. Вера говорит вам, с кем вы можете заниматься сексом, а с кем нет, и даже как вы можете заниматься сексом.

Даже священный брак между родственниками может привести к ужасным последствиям для потомков

Мусульманский правитель не может завоевать веру христианского вассала, а казнь индуса вряд ли вызовет раскаяние у язычника. Поэтому объединение религии в государстве не является задачей наименьшей важности. Религиозные беспорядки и высокоправедные гетеродоксальные соседи ничего не добьются.

Одним из интересных механизмов Crusader Kings III является реформа язычества и создание новых религий. Стандартные языческие верования мало чем отличаются от организованных религий, таких как буддизм и индуизм. Но они не допускают священной войны или перехода от племенного к феодальному строю. Поэтому рано или поздно язычникам придется принять другую веру или реформировать свою собственную.

Условия для реформы сложны, и выполнить их в начале игры будет нелегко. Однако она позволяет вам создать свою собственную религию и определить ее догматы — установить равенство, разрешить однополые отношения, узаконить человеческие жертвоприношения и инцест. То же самое можно сделать, если сформировать собственную доктрину в рамках существующей организованной религии.

Сеид — одна из немногих уникальных черт личности

Моды для Crusader Kings III и вопросы и ответы.

Моды и дополнения для серии Crusader Kings, вопросы и ответы.

Серия Crusader Kings сочетает в себе элементы стратегии и ролевой игры — у игрока есть карта мира, на которой он может управлять как землей, так и ее правителем.

Imperial

  • 5 ответов
  • 711 просмотров
  • 25 октября 2021, 13:42
  • Д Джон Сильвер

Imperial

  • 1 ответ
  • 980 просмотров
  • Sep 07, 2020, 11:50 am
  • Т Танасис

Открытая тема (с новыми ответами) Открытая тема (без новых ответов) Горячая тема (с новыми ответами) Горячая тема (без новых ответов) Опрос (с новыми ответами) Опрос (без новых ответов) Опрос (без новых ответов) Опрос (без новых ответов) Закрытая тема Сообщение темы.

2022 Imperial — Правила и условия — Ответственность — Бизнес-карта — Партнерство — 30 окт 2022, 23:24 — Счетчик

Содержание

Суть игры осталась неизменной со времен второй (и первой) части. Вы можете вжиться в роль любого персонажа, будь то мелкий граф или император, от Берега Слоновой Кости до Скандинавии, от Ирландии до Тибета, в 867 или 1066 г. Религия, культура и прочее не имеют значения — доступны даже католические феодалы, даже викинги, даже славянские князья, даже тибетские правители. Все реальные исторические личности существуют и имеют фиксированные способности, а для регионов, где о правителях ничего не известно, разработчики придумали вымышленных персонажей со случайными способностями и семьями. Нет никакой разницы между игрой реальных и вымышленных персонажей. Только теократии и республики не могут быть разыграны, потому что в них нет наследования титулов в пределах одной династии. Главная традиционная «фишка» серии — вы играете не государством, а династией, и если вы правите условной Священной Римской империей, никто не гарантирует, что ваш наследник ее сохранит — возможно, ваша династия опустится до мелкой буржуазии где-нибудь в саксонской глубинке. Именно поэтому, кстати, игра не заканчивается, когда ваш персонаж умирает (вы просто переключаетесь на наследника) или когда вы теряете независимость (зачем играть вассалами, тем более что большинство персонажей изначально являются вассалами). Однако она заканчивается, если ваша династия прерывается без наследника или если вы теряете все свои земли. Личные отношения правителей играют решающую роль в отношениях между государствами. И внутри стран: Могущественный вассал может возненавидеть вас за какую-то глупость и ударить вам в спину или потребовать ваши титулы и свергнуть вас.

Можно и нужно вести войну, но не обязательно делать это ради увеличения своего имущества. Вы можете мирно поработить меньших правителей, если вы являетесь их законным правителем, вы можете расширяться за счет брака — если вы устроите так, что король одной страны женится на королеве другой, ее дети унаследуют оба королевства. Однако вы или ваши дети могут стать третьим или четвертым человеком в очереди на престол соседнего королевства….. Вы уже знаете, что делать. Правильно — сговоритесь убить всех, кто наследует до вас!

Основные понятия игры — феодальная лестница и вассал. Карта разделена на провинции, каждая провинция называется префектурой. В графствах также существуют баронства, но они не являются независимыми единицами. Графства группируются в герцогства, герцогства — в королевства, а королевства — в империи. Низшую ступень феодальной шкалы образуют бароны, владеющие отдельными замками, городами или церквями в провинциях. Вы не можете играть за них, потому что у них нет ни двора, ни вассалов, и они никогда не бывают независимыми. Далее идут графы, герцоги, короли и императоры. У каждого персонажа могут быть вассалы, все из которых ниже его по рангу. Например, у короля могут быть вассалы — герцоги, графы или бароны, но не другие короли и уж тем более не императоры. Это иногда приводит к казусам, когда ваш вассал-герцог наследует или захватывает соседнее королевство и в итоге отбирается у вас вместе с первоначальными владениями. Самый классический пример из второй части — Вильгельм Завоеватель, который в самом начале, в 1066 году, является вассалом французского короля и уже ведет войну за завоевание Англии. Если он победит, как это случилось в реальной истории, его Нормандия станет частью Английского королевства и отделится от Франции. Каждый граф де-юре является частью герцогства, каждое герцогство — частью королевства, каждое королевство — частью империи, хотя в действительности такого титула не существует. Например, ни на одну из начальных дат нет Британской или Российской империи, но титул де-юре есть, и вы можете получить его, если накопите достаточно территорий.

Что поменялось в игре [ править ]

По сравнению со второй частью, третья часть предлагает ряд существенных нововведений, большинство из которых будут тепло встречены игроками. В то же время, однако, значительное количество контента из второй части (точнее, дополнений для второй части) было удалено из третьей части — предположительно, для последующей продажи в качестве DLC [3].

Основные новшества [ править ]

  • Династия теперь — нечто большее, чем просто герб, надпись и, опционально, родословная с небольшими бонусами. Династия состоит из домов, у каждого дома и у династии в целом есть глава — самый могущественный и уважаемый правитель. Он обладает значительным влиянием на других членов династии, например, может лишать их наследства или титулов. Династия копит новый ресурс «признание», которое расходуется либо на династические действия (то самое лишение наследства, например), либо же на прокачку династических перков, заменивших бонусы от уникальных родословных из второй части. Есть возможность даже увеличить вероятность каких-либо врождённых свойств для своей династии с помощью специальной ветки крови, а в другой ветке — увеличить продолжительность жизни и отменить потерю доблести с возрастом. В итоге, прокачав династию, можно вывести род гениев или, к примеру, великанов, становящихся с годами только круче. Игроки и раньше игрались с евгеникой, но теперь разработчики пошли им навстречу.
    • Быть главой династии теперь дает ощутимые преимущества. Например, вы можете лишить наследства плохих наследников. Сумма кусается, но иногда (особенно в эпоху кланов) это единственный способ избежать балканизации государства или прихода к власти наследника с плохими чертами характера. Вы также можете привлекать членов дома, которые не являются вашими вассалами, к своим войнам, и это лучше, чем обычный союз, потому что они не связывают вам руки мирным договором, не втягивают вас в свои войны, и вам не нужно платить престиж за приглашение их в агрессивную войну. Наконец, вы можете купить имущественные требования других членов вашего дома. Все династические взаимодействия стоят престижа, но если они не имеют смысла, вы будете относиться к ним как к грязи. Особенно если вы играете за влиятельную историческую династию, например, за Руриков, Каролингов или Аббатов.
    • Если во второй части армия состояла из центра и двух сторон, на которые можно было назначить специальных командиров, то теперь у армии только один командир. Однако вместо командиров вы можете набирать рыцарей — могучих воинов, каждый из которых по силе не уступает нескольким десяткам ополченцев.
    • Игрок также может более гибко подходить к составу своих войск. Если во второй части каждая провинция и феодал давали вам только столько-то пехоты, столько-то копытных животных, столько-то всадников в зависимости от технологии, культуры и зданий, то теперь ополченцы (levies) — это просто пушечное мясо, простые крестьянские толпы. Профессиональные воины (полки), однако, могут быть набраны самостоятельно, отдельно и по собственному усмотрению. У вашего противника много кавалерии? Набирайте полки уланских войск. Вы собираетесь воевать в лесистой местности? Лучники и легкая пехота сделают все возможное. Охранник функционировал аналогичным образом во второй части, но здесь механика была улучшена и переработана.
    • Стоит упомянуть и о запасе ресурсов: если раньше армия в бедном регионе сразу начинала терять солдат, то теперь за ней стоит большой обоз, который пополняется в богатых провинциях и расходуется по мере необходимости. Это означает, что большая армия может сражаться даже в варварских областях, питаясь тем, что она принесла с собой — но недолго, поэтому все же есть смысл разделить большое стадо на множество маленьких, которые будут одновременно занимать две или три соседние провинции. Логичнее разделить большое стадо на множество мелких, которые заселят одновременно две-три соседние провинции, потому что в маленьких странах сейчас гораздо меньше еды — думстак быстро умрет от голода даже у себя на родине. Но нет никакой проблемы с несколькими невозделанными участками между вами и врагом, которые нужно обойти в середине карты или потерять в них армию.
    • Солдаты обучаются в течение долгого времени. Старая армия хорошо обучена, но новобранцы, нанятые вместо погибших, выходят из-под контроля. Элитные подразделения часто могут быть использованы для победы над численно превосходящими войсками новобранцев.
    • Все войска могут быть сосредоточены в одной точке одновременно. Больше нет ситуаций, как во второй части, когда ополченцы каждой провинции поднимаются отдельно и разрозненными отрядами движутся к месту сбора (а мятеж отдельных фракций может уничтожить всю армию, разбив ее на части). Чтобы не переместить точку сбора к границе противника и не вызвать внезапную войну, армиям теперь нужно время для сбора. Чем дальше находится столица, тем больше времени это занимает.

    Дополнения [ править ]

    DLC делится на две группы: Flavour Packs, посвященные одной области культуры, и большие дополнения с новыми механиками и обширными изменениями. Paradox, например, разрабатывает Stellaris аналогичным образом.

    • Northern Lords, первый flavor pack, вышедший 16 марта 2021 года. Посвящен, как несложно догадаться, викингам (и немного Руси), содержит новых юнитов, решения и ачивки для них. Из интересного — уникальный КБ «Варяжское приключение», напоминающий «Подготовленное вторжение» из предыдущей части, но с прикрученным фитильком. Этот КБ доступен только для графов и герцогов, война объявляется за герцогство, а не за целое королевство как во второй части. Вы по-прежнему получаете дополнительные ивентовые войска, но их численность и качество теперь зависят от количества графств в материковой Скандинавии, которые контролирует ваш персонаж (не получится завоевать кусок Византии, будучи однопровинчатым графом), и при этом ваш персонаж переселяется на захваченную территорию: земли в его родном домене получают новых правителей, а вассалы становятся независимыми. Также можно, например, создать Королевство Островов и Империю Северного моря. А еще Киев стал имбой: с решением «Основать столицу Руси» графство получает гигантские бонусы, из-за чего может сравниться с Константинополем или Римом.
      • Они также добавили бесплатный патч для смены времен года (зимой войска имеют недостаток снабжения и атаки, за исключением специальных скандинавских, тибетских и некоторых других полков), возможность писать стихи и решать проблемы с помощью дуэлей между двумя персонажами.
      • В соответствии с историей Stellaris, некоторые материалы в дополнении были добавлены бесплатно — некоторые судебные локации, некоторые предметы и некоторые переработки цивилизаций. Кроме того, они усовершенствовали игру с помощью ужасов.
Оцените статью
BLASTGAMES