Периодически на центральном этапе репликации также появляется табличка с правилами — здесь много текста, и также требуется глубокая концентрация.
Обзор масштабной российской RPG Pathfinder: Wrath of the Righteous — дело старое, грабли новые
Три года назад российская студия Owlcat выпустила подправленную версию Pathfinder Computer, настольной ролевой игры, основанной на системе Dungeons & Dragons. Игра с подзаголовком Kingmaker получила солидную порцию критики и скептицизма при запуске, но после ее выхода осталось очень приятное общественное послевкусие. В этом году Owlcat решила отблагодарить своих друзей по RPG за Pathfinder: Rath of the Rightous, еще одну игру из той же вселенной. Разработчики также поняли, что игра отличается от предыдущей, поскольку это более «реалистичная» игра, с более «реалистичным» сюжетом и более «реалистичной» сюжетной линией. Правда? Разработчики подготовили нас, и игра стоит десятков часов, потраченных на прохождение? Узнайте об этом в данном обзоре.
Pathfinder легко встречает игроков, информирует их незатейливым текстом в меню, ведет пятый крестовый поход против мировой эпидемии, отправляет нас на более тривиальные дела и создает персонажей с возможностью выбора уровня сложности. Уровни здесь типичные, различаются только тем, насколько слабее (или сильнее) враги и сколько раз ваш герой может потерять чувство перед смертью. Так начинается одна из самых важных частей игры, а также самая сложная часть игры.
Чтобы пройти WOTR выше «нормального» уровня сложности, необходимо разобраться во множестве оттенков местной ролевой системы. Неправильно выбранные таланты или неправильно нарисованные черты могут отменить попытки убить даже оригинального врага. Кстати, в этом случае игра пытается помочь. Например, если герой часто терпит неудачи, рано или поздно появится предложение, объясняющее, как это исправить. Таким образом, на создание героя во время первой итерации может уйти более часа — все объяснения должны быть изучены. Тем не менее, игроки не застрахованы от ошибок, но, к счастью, есть несколько возможностей изменить навыки персонажа во время прохождения, если первоначальный вариант вас не устраивает.
WOTR предлагает на выбор 12 и 25 базовых классов. Например, помимо типичных для RPG варвара, колдуна, дворца и вора, есть всадники, жрецы и колдуны. В то же время, каждый тип имеет до семи подкатегорий, в каждой из которых доступны различные навыки. Существуют также дополнительные специализации, которые открываются только при выполнении определенных условий. Для тех, кто не хочет разбираться в сложностях построения структуры и особенностей взаимодействия, в игре есть шесть готовых персонажей. Они отражают моральные убеждения диалога и персонажа. Впоследствии игроку становится доступна мифическая тропа — дополнительная тропа навыков, тип которой зависит от вариантов, сделанных во время прохождения. В этом случае партнеры также осваивают новые навыки, но в их распоряжении остается гораздо меньше умений. Мифологические пути влияют не только на битвы, но и на историю. Например, выбор «законной» тропы в Aeon дает персонажу способность видеть тайные грехи, в то время как мирные жители шепчутся за спиной и отмечают героев.
А в какую сторону воевать?
Righteous Wrath начинается с классических правил ролевой игры. В разгар празднования годовщины города умирающего героя переводят в Кенабелс, главный оплот крестоносцев. В его груди есть мистическая рана, которую нельзя полностью исцелить, можно только временно закрыть. Героя исцеляют и отправляют отдыхать, но вскоре праздник прерывает демон, вторгшийся в мир, и герой проходит через трещину в земле, где появляется могущественный демон.
После этих событий наш герой, с точечной открытой раной на груди, становится лидером крестового похода, чтобы помочь отбить город и положить конец нашествию демонов. И вскоре с иксом или другим оружием на голове наш герой будет спасать этот смертельно опасный мир, выполнять по пути различные опасные миссии, участвовать в заговорах и выступать в роли личного психолога для товарищей и всех посетителей.
О спутниках следует говорить отдельно. Чтобы быть вместе с героями на переднем крае фронта, может быть 12 партнеров. Это означает, что вы можете собрать всех «покемонов», но иногда вам придется поступиться своей моралью — у них не такие цели и не такие методы, как у вас. Но даже если они не соответствуют вашему мировоззрению или вашей собственной конструкции, выполните личную миссию вашего партнера, и лагерная встреча будет стоить того времени, которое вы в нее вложите. Более того, разработчики WOTR сделали возможным построение отношений, выходящих за рамки дружбы, и полноценный роман. Например, моя героиня не смогла устоять перед неповторимым обаянием лингвиста графа Дилана.
Однако стоит отметить, что автор очень старался разрушить классический стереотип RPG. Вы — потомок Ангелов Аазимара, с плохим мировоззрением или во дворце, где устраивают праздники даже во время траура, и вас ждут другие неофициальные персонажи. Вы можете узнать много нового об их истории благодаря сопутствующим миссиям. Это то, что в WOTR есть как обычные миссии сопровождения, так и гораздо более интересные миссии, в которых вам придется следовать за персонажами в их работе. Например, в задании нужно было организовать конкурс напитков, а затем окружить своего винного партнера. Все это расследует другой союзник, чтобы отвлечь его. Знакомство с персонажами через случайные диалоги и задания может по-настоящему привязать к ним. И из-за этого странная привычка покидать команду только для того, чтобы внезапно вернуться в зависимости от капризов сюжета, может ужасно разочаровать.
За развитием самой истории очень интересно наблюдать, и Pathfinder не перестает бросать перед глазами очевидное чеховское «ружье» — нет ни малейшей интриги, когда все настолько очевидно, что вот-вот взорвется. Но игра часто напоминает вам о других важных вещах, которые произошли давным-давно. И вы, кажется, уже забыли о них, когда двигаетесь вперед. Страсть здесь прекрасно разбавлена комическими эпизодами, которые полностью интегрированы в повествование. А по всему миру разбросано невероятное количество книг, которые могут прочитать энтузиасты, раскрывая еще больше секретов игры.
Однако, несмотря на интересные традиции истории, вскоре становится понятно, что трудности сценариста направлены на определенную ветвь истории, которая может рухнуть с самого начала, если будет выбран другой курс. Когда герои собираются вместе, игра позволяет вам выбрать, как он оказался в городе: стал ли он крестоносцем, выполнял ли он волю Бога, или он просто прохожий. И если вы хотите сыграть героя, который случайно оказался не в том месте, вас ждет разочарование. Игра вообще не дает никакой мотивации, чтобы объяснить, почему вам нужно возглавить армию. Да, поначалу вы помогаете тем, что все находятся в одной лодке, но позже в игре вам говорят: «У вас есть сила. Теперь ты главный». Почему — непонятно. Не было никакой очевидной причины, по которой мой герой рискнул бы присоединиться к походу, но игра даже не задала мне вопросов. У второстепенных персонажей гораздо больше стимулов, чем у персонажей игроков. Из-за этого все, что происходит дальше, перестает быть органичным и иногда считается «не к месту и не ко времени», что игра пытается объяснить, показывая отрывки из прошлого героя. По этой причине изучать сюжет и разгадывать тайны нового Pathfinder по-прежнему интересно, но временами игра, вероятно, выглядит фарсово.
Будни несчастного командора
Если абсурдность происходящего вас не смущает и вы менее избирательны в отношении сюжета, то самое время перейти к игровому процессу. В своей презентационной речи разработчики заявили, что игровой процесс отличается от предыдущих игр серии Pathfinder. Однако нельзя сказать, что это место действительно стало другим. При взгляде сверху боевая система, рабочая среда, иконки навыков и даже монстры изменились очень незначительно. Разработчики взяли последнюю дозу кадров и просто добавили новые штрихи. Во время выхода оригинальной Kingmaker было допущено множество ошибок, которые разрушили игру и не позволили ее воссоздать — и в этом отношении создатели Righteous Wrath сработали лучше. В остальном игра осталась практически такой же, но с обновленной графикой.
В игру добавлены боевые возможности из оригинальной Kingmaker, но, несмотря на то, что я являюсь поклонником такого подхода к другим играм, сражаться в ней практически невозможно, так как она очень запутанная. Кроме того, в WOTR была представлена боевая система, основанная на сериале. Это сопровождается удобной и информативной средой, что позволяет лучше понять происходящее на экране. Однако здесь есть и раздражающие моменты. Например, во время сражений вблизи гор, стен и лестниц камера, подключенная к персонажу, начинает сходить с ума и показывает небо и каменную кладку замка чаще, чем поле боя. Вы можете выбирать между двумя плохими.
Многие другие ошибки. Значки атак могут отображаться неправильно, действия отменяются сами по себе, а в некоторых местах игра перестает показывать путь персонажа. Все враги могут быть убиты, но бой не заканчивается, потому что в бою «присутствует» еще один враг в бою. Во время крупных сражений помимо охранников и врагов игрока появляются союзники NPC. Она добавляет живости и наполняет пейзаж, но очень затягивает и без того долгие сражения — не каждый готов ждать больше 15 раундов и делать одну автоматическую атаку.
В процессе освобождения своей страны от гнета демонов вы также должны управлять собственной армией. Используя новую систему, вы можете собирать войска из добровольцев и наемных солдат и отправлять их на борьбу с демонами. Она может дать вам бонусы в виде ресурсов и боевого духа в обмен на победу. Моральный дух — очень важный аспект. Если он становится отрицательным, приток ресурсов и рекрутов резко сокращается или прекращается вовсе. Чтобы облегчить жизнь, форты можно модернизировать с помощью различных зданий, в которых можно строить войска, а также завоевывать и укреплять форты. Аналогичная система существует в Kingmaker, которая в целом не претерпела значительных изменений. В штабе также могут издаваться приказы и решаться различные политические вопросы.
Сами сражения похожи на очень уменьшенные битвы героев в Might and Magic. Команды сражаются под руководством генерала Merc Soldier с помощью различных вспомогательных средств. Звучит хорошо, но интересно при первой встрече. После этого битва превращается в довольно скучный разгром, без которого очень трудно продвинуться дальше в истории. Это происходит потому, что дороги постоянно блокируются армией дьявола. Для тех, кто не хочет постигать радости военного дела, игра предлагает функцию автоматического крестового похода — армия сама сражается с демонами в течение определенного времени. Однако после подтверждения вашего выбора вы не сможете вернуться по этому маршруту на свой армейский адрес. Однако и здесь не обошлось без проблем. Некоторые армейские миссии в этой функции не могут функционировать должным образом. Разработчики активно исправляют ошибки и испорченные задания, но количество ошибок для достижения даты релиза неизвестно.
Новичкам в ней ни холодно, ни жарко — в кубиках меньшей сложности она почти всегда на стороне игрока, и рассчитывать варианты его кувырканий не имеет смысла. В хардкоре, однако, нет особой необходимости рисовать панели от руки, по крайней мере, чтобы иметь хоть малейшее представление об исходе или бое (событиях, действиях).
А напарники тут яркие?
Ну, до Planescape: Torment никому не добраться, но на фоне Dragon Age и Pillars of Eternity они выглядят вполне прилично. Это ваш шанс познакомиться со многими колоритными товарищами, которые занимаются тем, что происходит в Pathfinder.
Злодей в вашей команде выходит из тюрьмы и вскоре втягивает нас в конфликты своих коллег-преступников — девушку, выжившую после пожара, пожирателя, который заставил нескольких светлых воинов раздавить нескольких светлых воинов при первой встрече. Он называет себя потомком первых крестоносцев. Когда он ассоциируется с такими же пожирателями, у всех, кто светится, начинаются судороги. Местный служитель — девушка с научным безумием — настолько поглощена своими экспериментами, что забывает, к какой расе она принадлежит. И это еще не все.
У каждого свой вес и свои личные поиски. Например, вышеупомянутый дворянин вовсе не дворянин, а дочь прачки. Многие из этих миссий со временем расширяются. Например, блистательный паладин сначала просит вас спасти его спутников, затем вы должны потусоваться с ними в таверне и помочь им найти важный предмет. В процессе выясняется, что один из этих спутников завел нас в дьявольскую ловушку. А паладин долго переживает. Это означает, что рано или поздно нам придется вернуться к этой истории и найти предателя.
Жрец, служащий местной богине красоты, предложил бы нам вместе прогуляться по кладбищу. Кстати, он всегда планирует героя — и вы можете позировать специально для него.
А тут что, есть «повестка»?
В определенной степени. В дополнение к монаху, есть молодой благородный пау-вау, который лениво предлагает нам «заинтриговать» его. Да, в игре Wrath of the Righteous вы можете заниматься сексом с представителями любого пола. И первые полчаса мы встречаем двух лесбиянок, живущих вместе, одна из которых, женщина-полуорк, является главой местной разведывательной службы.
Важно отметить, что Wrath of the Righteous — это не совсем русская RPG. Она была создана по мотивам известной западной настольной игры, использует западные игровые стандарты и ориентирована в первую очередь на аудиторию. Итак, наши родные ATOM RPG и Encased — русские народные шутки и прибаутки про «говногоблинов», а здесь вопросы толерантности, расовой несправедливости и меньшинств. Кроме того, присутствует и наша популярная лексика, а в поиске автор пользуется темой толерантности:…
В целом, юмор в игре неплохой. Однажды я встретил торговца скелетами, который рассказал мне, как он пытался спасти его от демонического проклятия. Они заключали договоры, взимали плату за ритуальные услуги, взимали штрафы, акцизы и пени. И, наконец, его заставили работать на Мамонаса, демона растраты, в счет образовавшегося долга.
В любом случае, я не вижу ничего красного в этом «звонке». Например, много писали о ксенофобии и расовой нетерпимости Witcher. И это не проблема. Потому что в ролевой игре мы вольны делать (ну, почти) все, говорить обо всем и любить того, кого хотим.
Тут можно отыгрывать роль?
Более того. Прежде всего, игра основана на мощной ролевой системе, переданной здесь в очень хорошем ключе. На выбор предлагается 25 классов, и каждый класс делится на подклассы. Далее добавляются мифологические пути — Ангелы, Демоны, Лич и т.д., о которых я уже упоминал. Ко всему этому добавляется выбор рас, биографий и уникальных черт.
Вы сможете свободно создавать уникальных героев, хаотичных или нейтральных, хороших или плохих, законопослушных и т.д. Затем разыграйте его в миссиях и диалогах. В большинстве случаев вы можете выбирать, как себя вести и что говорить. Или: «Я терпел тебя достаточно долго!». и вы можете кричать, доставать оружие и пытаться убить всех, даже персонажей в миссии.
Например, я создал полумертвого вампира-следопыта, который специализируется на истреблении демонов, выбрал ему в качестве любимого животного полумертвого волка, не против пить кровь, пить красное вино посреди веселой оргии любовных хаотичных диалогов хороших парней, и вообще не желает никому зла, но в основном хочет свободы, чтобы Ценности и поэтому позволяет себе саркастические шутки, грубость и вообще никому ничего не должен.
Будучи лидером пятого крестового похода, он пьет с солдатами по убеждению других командиров, а затем использует их в качестве приманки, чтобы затащить дьявола в ТРАП. Все наши действия, слова и решения имеют последствия. Мы можем спорить с некоторыми партнерами, и они уходят.