Обзор игры Disco Elysium — The Final Cut. Disco elysium the final cut обзор

Издание The Final Cut содержит несколько новых заданий о политических взглядах. Они добавляют в сценарий ряд новых диалогов и дают возможность принять ту или иную идеологию – либерализм, коммунизм, фашизм, морализм. Это не влияет на сюжет, но расширяет мир игры.

Обзор игры Disco Elysium — The Final Cut

Аватар пользователя

Disco Elysium — The Final Cut не похожа на остальные игровые проекты. Эта игра, скорее, больше напоминает интересную книгу, которая постепенно, плавно и аккуратно погружает вас в развитие своей истории. Это, действительно, уникальный и самобытный проект, о котором очень хочется рассказать.

Информация об игре

Тип Видеоигра
Модель игры Disco Elysium — The Final Cut
Жанр игры Приключения, ролевая игра
Платформа Sony PlayStation 4
Издатель Skybound Games
Разработчики ZA/UM
Год релиза 2021 год
Дата выхода 09.11.2021
Тип перевода на русский язык Интерфейс и субтитры
Язык интерфейса Русский язык
Язык озвучки Английский язык
Совместимость с VR шлемами Нет
Однопользовательский режим Есть
Многопользовательский режим Нет
Коллекционное издание Нет
Тип носителя Blu-ray
Тип упаковки Blu-ray BOX
Возрастные ограничения 18+
Страна-производитель Чехия

Сперва пройдемся по сюжетной линии Disco Elysium — The Final Cut и о том, что с ней связано. Вы будете играть за детектива, пытающегося раскрыть убийство. Судя по всему, вы однажды уже раскрыли его, но напились до беспамятства и потеряли все свои «дедуктивные изыскания». Удивительно, но при всех этих типичных, для rpg с видом сверху, делах. Таких как разветвленные диалоги, проверки способностей и исследования окружения — игровой опыт здесь все же заметно отличается. Не возникает ощущения, что вы играете против компьютера. Даже когда неигровые персонажи преднамеренно скрывают улики и вы это знаете. Все это является частью повествования и создается впечатление, что вы работаете совместно с игрой, рассказывая историю. И эта история сама по себе великолепна.

Все начинается с простого линчевания и быстро раскручивается в прошлое Революции, связанное с профсоюзными акциями и, возможно, сверхъестественными угрозами. Все это заключено в интригующий мир, который вы не захотите покидать, но даже когда вы проваливаете проверку навыков, которая представляет из себя простой механизм вероятности. Вы, тем не менее, все равно чувствуете, что прогрессируете вместе с игрой, а не боретесь с ней. Разозлить свидетеля может показаться наказанием в других играх, но в Disco Elysium — The Final Cut это лишь толчок, который нужен для того, чтобы найти новую подсказку или надавить на одного таинственного персонажа, которого вы избегаете.

Роль перков в игре исполняют различные фундаментальные (и не очень) мысли, до которых ещё нужно дойти: поговорить с нужным человеком, послушать какую-нибудь историю, ввязаться в дискуссию о благах коммунизма… И просто, и укладывается в тематику игры. Да и визуальный дизайн у каждой мысли потрясающий

Очень плохой лейтенант

Disco Elysium умеет произвести впечатление: всё, что я рассказал выше, происходит в первые пять минут игры (включая говорящий галстук, который постоянно даёт дурные советы). Но чем дальше продвигаешься, тем сложнее становится рассказать о ней нечто внятно. Представьте, что главным героем пиксаровской «Головоломки» выступает не девочка-подросток, а самый грязный, самый отвратительный коп на свете — как персонаж Джеймса Макэвоя из «Грязи», только в несколько раз хуже. Согласитесь, такое произведение сложно вписать в стандартные жанровые рамки.

Тем не менее Disco Elysium хоть и номинально, но всё же RPG. В роли потрёпанного жизнью копа вы прибываете в захолустный городок Мартинез, чтобы расследовать убийство: неизвестного мужчину линчевали, буквально повесив на суку напротив хостела, где вы остановились. Задача вроде бы понятная, но есть несколько загвоздок. Первая — местные жители в большинстве своём терпеть не могут служителей закона (а посему ласково называют полицейских «свиньями»); совсем недавно здесь отгремела кровопролитная война, и многие раны ещё не зажили. Вторая — к вам, невзирая на все ваши протесты, приставили ужасно занудного напарника из соседнего полицейского участка.

Не все детективные методы можно назвать ортодоксальными. Если висельник что-то скрывает, почему бы не расспросить его самого?

И наконец, третья и главная проблема: главный герой так знатно отдохнул прошлой ночью, что напрочь ничего не помнит. У него вполне серьёзная, клиническая, потеря памяти — похмельный детектив не знает, кто он, где он, в каком обществе живёт и, хуже всего, как вообще расследовать преступления. Поэтому параллельно с расследованием убийства вам надо ещё и разобраться, кем вы были прежде, чем нечеловеческие объёмы алкоголя размыли вашу память. Либо, при желании, оставить прошлое в покое и стать совершенно новым человеком. Начать с чистого, пропахшего спиртом листа.

Развитый навык визуализации позволяет реконструировать сцены из прошлого — и никакие бэт-гаджеты не нужны. Вроде бы совсем не новая идея, но реализовано эффектно

Добиться всех этих целей можно лишь одним способом — общением с людьми. В Disco Elysium вообще нет боевой системы; все проблемы, как правило, решаются либо разговорами, либо исследованием локаций. В конце концов, главные герои — детективы, поэтому и заниматься в игре нужно традиционно «детективными» вещами: опрашивать свидетелей и подозреваемых, добывать информацию, анализировать улики и места преступлений.

Ты — свой самый худший враг

В Disco Elysium вместо привычных силы, ловкости или харизмы вы прокачиваете не навыки и характеристики, а разные… скажем так, аспекты homo sapiens. Интеллект, психику, физиологию, моторику. Первый, например, отвечает не за «ум» в целом, а за ряд очень специфических умений и параметров: начитанность, логика, риторика, творческое мышление. Точно так же психика влияет на эмпатию и здравомыслие; моторика — на собственно мелкую моторику, остроту зрения и собранность. А физиология — на болевой порог, выносливость и нервную систему. И все эти вещи нужно прокачивать отдельно.

Авторы ни капли не стесняются показывать свои источники вдохновения. Навык «Внутренняя империя», к примеру, назван в честь одноимённого фильма Дэвида Линча и отвечает за соответствующе странные вещи. Например, разговоры с неодушевлёнными предметами

Нужно ли ролевой игре столько разных мелочей? В большинстве случаев нет — например, именно поэтому трилогия Shadowrun от Harebrained Schemes на порядок упростила оригинальный настольный движок. В формате компьютерной RPG, где мастер не может на лету менять сюжет, сделать каждую характеристику важной и нужной физически не получится — какие-то будут обречены на бесполезность. И Disco Elysium тоже не до конца справляется с этой проблемой: каждый из доступных навыков так или иначе пригодится, но, скажем, скорость реакции нужна далеко не так часто, как убеждение.

К проверкам разработчики подошли с умом: многие можно облегчить, если предварительно подготовиться. В данном случае снять галстук с вентилятора будет легче, если вентилятор выключить

Впрочем, игру почти не хочется за это ругать. Разработчики из студии ZA/UM растеклись мыслью по древу не просто чтобы быть «не как все», а с одной очень любопытной целью. Они хотели показать, как ваш персонаж мыслит и воспринимает окружающий мир.

Главный герой Disco Elysium ни на секунду не перестаёт думать, и совершенно неважно, чем он в этот момент занимается: собирает стеклотару в рваный мешок (без шуток, это один из способов заработать на ночлег), смотрит в зеркало или проводит полевое вскрытие трупа, предварительно закинувшись стимуляторами. Когда вы исследуете город, рядом с ним регулярно возникают «облачка» с мыслями — какими-нибудь отвлечёнными лирическими наблюдениями. Что от морского воздуха кружится голова, что вдали слышен гул машин, а на вечернем небе из-за светового загрязнения не видно звёзд. Эти мелочи делают и героя, и окружающий мир более объёмными, потому что подобные вставки задействуют сразу несколько органов чувств. Они показывают, что герой, оказывается, живёт и дышит даже за пределами сюжетных сцен.

У художников ZA/UM поразительное чувство вкуса. Даже с учётом блёклых красок картинка изобилует деталями и смотрится очень живо. Всё рисовали вручную, а 3D-модели обвели постфактум, чтобы они не контрастировали с задниками

Более того, навыки, которые вы прокачиваете, общаются с вами, будто отдельные персонажи с собственными характерами. К примеру, вы решили допросить кучку выпивающих грузчиков — и в диалог вклинивается ваш «авторитет», чувство власти. Он подсказывает, кто из этих верзил в банде главный, кто пользуется наибольшим уважением. А через пару минут, когда вы начинаете на них давить, в дело включается зрение — оно подмечает, что вон тот толстяк в углу явно нервничает и вот-вот расколется.

Кстати говоря. Общее устройство игры: постоянное общение с персонажами, бег между локациями с поиском решения постоянно возникающих задачек и т. п. — заставляют воспринимать игру как квест.

Глоток свежего воздуха в жанре RPG

Disco Elysium стоит обособленно от всех тех игр, которые современные поклонники ролевых приключений привыкли считать настоящими RPG. Герои здесь не борятся за спасение всего мира, не зачищают множественные подземелья от монстров и не получают в руки артефакты невиданной силы. Вместо этого упор делается на чтение и ведение диалогов, что вполне очевидно, ведь нашим протагонистом является детектив. Варианты выбора преследуют нас не только при общении со множеством населяющих нуарный мир игры персонажей – если герою вдруг нужно будет ввязаться в драку, геймплей будет аналогичным (придется выбирать действия и смотреть, к каким результатам они приведут).

Многие наверняка подумают – игра с тоннами текста в 2021 году, это даже звучит как-то скучно, да и вообще, дайте мне колесо с вариантами ответов “да”, “нет”, “наверное” и арсенал из пары десятков смертоносных пушек. Но не спешите с выводами. У Disco Elysium есть достаточно козырей в рукаве, чтобы превратить смесь классических ролевых настолок и Point&Click квеста в захватывающее приключение. В ролевой системе хоть и нет множества спецспособностей и комбинаций атак, зато вместо них представлены четыре характеристики – моторика, интеллект, телосложение и психика. У каждого параметра есть свои конкретные навыки-подпункты, оказывающие существенное влияние на развитие сюжета, количество и разнообразие опций в диалогах. Это обеспечивает высокий уровень реиграбельности.

Например, упор на психику позволяет оказывать серьезное влияние на персонажей, убеждать их и склонять на свою сторону. Физиология и моторика отвечают за силу и ловкость, позволяя добиваться своих целей силовыми методами в тех или иных ситуациях. Так как наш герой не совсем психически здоров, он сможет развивать также и весьма оригинальные навыки. Чего стоит одна только “Внутренняя империя”. С ее помощью протагонист сможет одушевлять неодушевленные предметы – разговаривать со своей одеждой и другими вещами. Казалось бы, чем могут быть полезны приступы шизофрении? Но в мире игры даже такие необычные способности позволяют выудить массу ценных сведений и использовать их по мере продвижения по сюжету.

Хороший и плохой коп

Отдельно стоит отметить гибкость профессионального развития нашего детектива. Он может стать практически любым киношным образом, которые вы могли лицезреть в сотнях наштампованных голливудскими киноделами фильмов и сериалов. Только вам решать, хотите ли вы превратить его в плохого копа, ведущего себя с подозреваемыми грубо и бесцеремонно, или стать так называемым копом-суперзвездой, громко слушающим бумбокс и употребляющим “спиды”. Или же есть более экзотичный вариант – бомж-коп, который не брезгует собирать бутылки в желтую сумку и сдавать стеклотару, чтобы хватило на проживание и лекарства. А если столь необычные образы не соответствуют вашим понятиям о ролевом отыгрыше, всегда можно стать обычным, скучным и дотошным представителем органов правопорядка.

В зависимости от того, какую реплику, ответ или действие выбирает игрок, изменяется личностный портрет его персонажа. В копилку очков постоянно “приплюсовываются” параметры политических взглядов, подхода к работе и т.д. Вы можете быть ревностным строителем коммунизма, политкорректным либералом, моралистом или даже фашистом. Сюжет будет подкидывать вам большое количество выборов, и немалое влияние на них окажут сидящие в голове у протагониста мысли/идеи. Он вполне может заинтересоваться расовой теорией и превосходством одних людей над другими, поддаться феминистической идеологии – вариантов вагон и маленькая тележка. Мысли устанавливаются в специальные ячейки, гарантируя герою определенные бонусы. Поначалу их ограниченное количество, но со временем оно увеличивается.

Классическая боевая система, как уже упоминалось ранее, в Disco Elysium отсутствует. Вместо нее во главе угла стоит так называемая проверка навыков. Развитие тех или иных способностей/умений открывает дополнительные варианты выборов и реплик в диалогах, а также повышает вероятность успеха определенного действия. Каждый ваш шаг по сути является подбрасыванием невидимого кубика, где вероятность получить одно число будет зависеть от прокачки/развития. Если вы, например, хотите украсть пачку сигарет у NPC и выбираете соответствующее действие, но при этом отвечающий за успех навык слабо развит, с высокой вероятностью персонаж поймает вас за руку и атакует, отняв очки здоровья. И наоборот – вкачанные навыки приближают вероятность успеха к 100%.

Оцените статью
BLASTGAMES