» Марк Баум: Почему они признаются мне? Дэнни Мозес: Они никогда не признаются. Портер Коллинз: Они даже хвастаются этим.
О чём фильм «Игра на понижение» с Брэдом Питтом в главной роли?
Российский театральный релиз драмы «Игра на понижение» с Брэдом Питтом и Кристианом Бэйлом в главных ролях. Фильм исследует скрытые причины мирового финансового кризиса 2008 г. «Игра на понижение» уже получил пять номинаций на премию «Оскар», включая «Лучшую картину».
Сюжет
Действие фильма происходит в Нью-Йорке в 2005 году. Фильм рассказывает о простом менеджере инвестиционного фонда Майкле Бьюри (Кристиан Бэйл), который изучил тысячи историй ипотечных кредитов и понял, что американский рынок недвижимости находится на грани краха, потому что он полностью основан на невозвратных кредитах. Никто в высших финансовых кругах не верил в его теорию. Тогда Бурей решает заработать на хорошую пенсию и вынашивает коварный план по уничтожению американских банков. Небольшая группа сотрудников-единомышленников Джаред Беннет (Райан Гослинг), вспыльчивый менеджер инвестиционного фонда Марк Баум (Стив Карелл), менеджеры фонда Чарли Геллер (Джон Марго) и Джейми Шипли (Финн Уитрок), а также бывший банкир Бен Риккерт (Брэд Питт) помогают Бьюри провернуть эпическую аферу.
В ролях
Кристиан Бэйл в роли Майкла Барри Брэд Питт в роли Бена Рикерта Райан Гослинг в роли Джареда Веннетта Стив Карелл в роли Марка Баума Финн Уиттрок в роли Джейми Шипли Карен Гиллан в роли Иви Мелисса Лео в роли Джорджии Хейл Мариса Томей — Синтия Баум Трейси Леттс — Лоуренс Филдс Хэмиш Линклейтер — Портер Коллинз Байрон Манн — Винг Чоу Рэйф Сполл — Дэнни Мозес Джон Магаро — Чарли Гэй Селена Гомес — Камео
Режиссер : Адам МакКей («Затерянный мир», «Диктатор», «Человек-муравей» и др.)
Сценарий : Майкл Льюис, Адам МакКей, Чарльз Рэндольф Продюсеры : Деде Гарднер, Брэд Питт, Джереми Клейнер, Арнон Милчен Режиссер-постановщик : Барри Акройд Редактор : Николас Брителл Монтаж : Хэнк Корвин Производство : 2015 Страна : США Бюджет : $28 000 000 Продолжительность : 130 мин Возраст : 16+.
О причинах мирового финансового краха 2008 года, который начался с ипотечного кризиса в США. В центре внимания — истории нескольких инвесторов, которые осознали истинное положение дел, сделали ставку на кризис и получили прибыль от своей стратегии.
Книга написана Майклом Льюисом, американским финансовым журналистом, который в начале своей карьеры сам работал в инвестиционном банке. Он является автором таких известных книг, как «Liar’s Poker», «Moneyball», «Boomerang» и соавтором сценариев, основанных на его книгах «Moneyball» (в нашем переводе «Человек, который изменил все»), «The Down Game».
Почему произошёл кризис
Если говорить о факторах, которые привели к этому, то это широкое использование спекулятивных финансовых инструментов и выдача кредитов людям, которые не могли их вернуть.
Настоящей причиной, по мнению Майкла Льюиса, является отсутствие регулирования финансового сектора и пособничество государственных органов, которые не остановили жадность, безответственность и недальновидность руководства крупнейших финансовых компаний Америки.
Какие финансовые инструменты привели к кризису
Во-первых, необходимо поговорить об ипотечных облигациях — рынке, возникшем в США в 1970-х годах. Ипотечная облигация — это ценная бумага, обеспеченная денежными потоками пула из тысяч ипотечных кредитов. Первоначально все ипотечные кредиты должны были соответствовать четким требованиям, а в случае дефолта заемщика долг принимало на себя государство.
Однако со временем стандарты и государственные гарантии были отменены, и кредиты выдавались все менее и менее кредитоспособным заемщикам. Эти кредиты были названы субстандартными. Это звучало приятнее, чем «изворотливый», но суть была такова. Средства, полученные от погашения этих кредитов, были использованы в качестве залога для ипотечных облигаций, выпущенных финансовыми компаниями США.
О чём фильм
В начале книги «Игра на понижение» рассказывается о том, как облигации стали золотой жилой для финансистов после того, как в 1970-х годах Льюис Раньери предложил выпускать их в качестве залога под ипотечные кредиты.
Кристиан Бэйл в роли Майкла Бьюри. Кадр из фильма.
Далее мы знакомимся с менеджером хедж-фонда по имени Майкл Бьюри (в исполнении Кристиана Бэйла), у которого искусственный глаз, он с трудом общается с людьми и любит хэви-метал. Майкл утверждает, что рынок ипотечного кредитования нежизнеспособен, поскольку существует слишком много ненадежных обязательств с малой степенью надежности. В разговоре со своим новым сотрудником он упоминает о прошлых финансовых кризисах и поручает ему подготовить отчет о двадцати самых важных ипотечных облигациях, чтобы выяснить, какие сделки их обеспечивают.
Следующий эксцентричный персонаж — Марк Баум (в исполнении Стива Карелла), глава другой инвестиционной компании под названием Front Point. Он сообщает о мошенничестве своего знакомого и удивляется, как можно обворовывать простых людей и спать спокойно.
Майкл Бурери сидит в своем офисе день и ночь, проверяя отчеты по ипотечным облигациям. Он обнаруживает, что многие из этих облигаций обеспечены субстандартными кредитами, а количество субстандартных кредитов быстро растет. Когда плавающие ставки вступят в силу в 2007 году, облигации будут бесполезны. Майкл передает эту интерпретацию экономического развития главному инвестору хедж-фонда, который по опыту знает, что рынок недвижимости стабилен и обвала не будет. Однако Бьюрри обладает необходимыми полномочиями, чтобы действовать, несмотря на сопротивление тех, кто доверил ему свои деньги.
Разговор Марка Баума с женой раскрывает перед зрителями его характер. Марк пережил смерть своего брата, который покончил жизнь самоубийством, и винит в этом себя. Это трагическое событие, вероятно, заставило героя изрядно понервничать. Это также, похоже, превратило его чувство вины в чувство несправедливости и личной ответственности за мошеннические сделки на финансовом рынке.
Марка Баума сыграл Стив Карелл. Кадр из фильма.
Майкл Бьюри делает ставку на крах рынка недвижимости на деньги своих инвесторов, заключая сделки с различными банками. Эти сделки заключаются в покупке CDS («кредитно-дефолтных свопов»), которые, по сути, являются обеспечением, которое будет выплачено в случае понижения рейтинга или девальвации (дефолта) кредитных облигаций.
Однако пока этого не произошло, Майкл обязан вносить ежемесячные платежи. Герой покупает свопы у различных банков на общую сумму $1,3 млрд ($200 млн только у Deutsche Bank) и соглашается выплачивать около $90 млн в год, пока облигации не потеряют в цене. Руководители банков в восторге, потому что они убеждены в надежности рынка недвижимости и имеют виртуальную гарантию того, что получат деньги «из воздуха». Клиенты (инвесторы) Майкла нервничают, но он не позволяет себе нервничать.
Сотрудник Front Point рассказывает о воспаленной мошонке — признаке того, что «репродуктивная система» банки вышла из строя. В случайном порядке нас знакомят с другими сотрудниками Фонда Марка Баума — они такие же борцы с системой, как и он.
Объяснение концовки
В итоге мы узнаем, что банки, вызвавшие кризис, просто обвинили во всем иммигрантов и бедных и полностью отрицали свою собственную вину. За исключением одного бизнесмена, никто не был привлечен к ответственности. Государство, которое должно было начать серьезно регулировать банковский сектор из-за горького опыта, не предприняло никаких существенных мер. Из ошибок не было извлечено никакого урока — все вернулось на круги своя.
Смысл окончания «игры на понижение» прост — он выражается цитатой из Марка Твена, приведенной в начале: «К проблемам приводит не тот факт, что мы чего-то не знаем. Именно знания, которые мы считаем истинными, но которые на самом деле являются ложными, приводят к проблемам». И еще одна важная цитата от самого режиссера Адама МакКея: «Истина подобна поэзии, а большинство людей ненавидят поэзию. Другими словами, люди предпочитают, образно говоря, быть слепыми — не видеть очевидного, питать иллюзии. Мало кто способен поверить в горькую правду, если только эта легкость не ведет к полному краху.
Другое объяснение концовки связано со смешанными чувствами главных героев в финале фильма. Это проницательные бизнесмены, сделавшие состояние на общем несчастье.
Однако их удовлетворение от приобретенного богатства контрастирует с их мыслями о хрупкости экономики и мира в целом, а также с их неприятием человеческой жадности. Зритель чувствует то же самое: он рад за главных героев, которым удалось провернуть хорошо продуманную аферу, но он также в замешательстве: если то, что он увидел, правда, то наш мир хрупок и мы живем на пороховой бочке. Каждый человек сам решает, что делать с этой информацией.
Кадр из фильма.
Смысл фильма
Несмотря на обилие терминов, трудно утверждать, что сценаристы «Игры на понижение» придали образу какой-то особый скрытый смысл. Скорее, они искренне пытались провести описательный анализ сложных экономических понятий и явлений, чтобы донести простую мысль: Люди склонны заблуждаться, и если это приносит им немедленную выгоду, они готовы делать это сознательно.
Авторы критикуют капитализм, но делают это с любовью к его настоящим акулам и, вероятно, были бы рады оказаться на их месте.
Если представить содержание фильма как руководство к действию, то речь идет о том, чтобы заставить каждого задуматься о том, кому он доверяет свои финансы и, как следствие, свою жизнь. А также узнать для себя, что финансовые путы могут быть смертельно опасными. К счастью, если немного разобраться, все не так уж сложно.
Цитаты
«Иногда достаточно просто громко и четко высказаться».
Эта цитата попадает в самую суть фильма: группа людей, придерживавшихся мнения, отличного от общепринятого, перевернула Уолл-стрит вверх дном, просто придерживаясь своего мнения. Что касается торговли, эта цитата полезна для всех, потому что она показывает, что не обязательно следовать общеизвестным торговым принципам и стратегиям. Всегда есть возможность придумать что-то свое, что-то другое, и это сработает.
«Что бремя для одного, то благо для другого».
Эта цитата показывает наблюдателю, что качественное и количественное соотношение победителей и проигравших остается неизменным даже в условиях кризиса.
«Как вы можете заставить людей чувствовать себя богаче, когда зарплаты низкие? Вы даете им дешевый кредит».
Именно в этом заключается значение начала финансового кризиса в 2008 г. «Финансовый пузырь был создан многими факторами, не последним из которых было решение Рейгана в начале 1980-х гг. снизить налоги.
«Марк Баум: Почему они признаются мне? Дэнни Мозес: Они никогда не признаются. Портер Коллинз: «Они даже хвастаются этим».
Этот диалог играет на глупости многих управляющих крупными фондами, включая банкиров, которые управляли ипотечным «бизнесом».
Многие считали, что афера с синтетическими CDO — это не афера, а достижение современной экономики, которое позволило им заработать еще больше денег.
«Каждый человек в своем сердце ждет наступления конца света».
«Веннет: Скажите мне: в чем разница между глупым и незаконным? И я сразу же отложу своего тестя».
«Дэни Мозес: Вы уверены в своих расчетах? Посмотрите на этого человека. Это мой кол-в. Баум: Кол-в? Веннет: Мой квантификатор. Математический гений. Посмотрите на него! Вы ничего не замечаете? Обратите внимание, обратите внимание, сосредоточьтесь на его лице! Баум: Это попахивает расизмом. Посмотрите на его глаза, я дам вам подсказку. Его зовут Ян Ли. И он выиграл китайский математический конкурс. Это даже красивее, чем на мировом конкурсе. Я могу сказать вам больше: он не говорит по-английски. Да, я убежден в своих расчетах!».
Умная маркетинговая уловка, которая показывает, насколько важны не только расчеты для ведения бизнеса, но и отношения с инвесторами. Таким образом, с помощью простых приемов Веннетту удалось привлечь более 50 миллионов долларов для своей компании, занимающейся маркетингом на нисходящем потоке. Это позволило ему остаться в живых, когда начался ипотечный кризис.
Бен Риккерт: «Если мы окажемся правы, люди потеряют свои дома. Они потеряют работу. Их экономия. Люди потеряют свои пенсии. Ты знаешь, что я ненавижу банки? Если вам нужны цифры: Каждый 1% снижения означает 40 000 новых самоубийств. Вы это понимаете?».
И эта цитата показывает обратную зависимость между финансовым сектором американской экономики и нормальной экономикой.
Каждое движение акций влечет за собой издержки для компаний. Особенно после начала кризиса многие строительные компании были вынуждены закрыться. Безработица в одной области оказывает влияние на другие области. Возникшая лавина вызвала всеобщую панику и затронула и другие страны.
Эпилог
Дерево. Не только в банковской сфере, но и в правительстве, образовании, религии, еде и даже в бейсболе. Но меня беспокоит не это. Меня беспокоит то, что за 15 000 лет мы ничему не научились! «Игра на понижение».
Фильм, безусловно, примечателен тем, что он показан с точки зрения победителей кризиса. Успех нельзя измерять только экономическими показателями. Проницательность и проницательность группы предпринимателей показывает, насколько важно полагаться на собственные силы и интеллект.
Особой похвалы заслуживает простота фильма в объяснении сложных систем банковского дела и финансов «с первого взгляда».
По глубине и серьезности этот фильм можно сравнить с первой частью двойного фильма Оливера Стоуна «Уолл-стрит». Как актерская игра, так и ссылки на реальные события делают эту книгу «руководством для начинающих трейдеров».
Мы не хотим забывать об исходном материале, который значительно отличается от киноверсии. В нем технические аспекты конкурса описаны гораздо более подробно. В то же время, некоторые моменты, представленные в фильме, отсутствуют в книге. Это можно объяснить тем, что между публикацией книги и киноверсией прошло почти шесть лет, в течение которых многие факты были пересмотрены, а некоторые дополнены новыми элементами.
В заключение я хотел бы привести отрывок из рецензии Льва Елецкого, который более точно описывает фильм как самостоятельное произведение:
«Экономика редко затрагивается в кино. Хотя эта тема затрагивает всех, ее нельзя затрагивать в фильмах. Здесь нельзя проявить творческий подход. Потому что если фильм не основан на реальных событиях, очень сложно связать все взаимосвязи сюжета с реальной жизнью, и тогда теряется весь смысл фильма. Но когда в основе фильма лежит скандальная история, вызвавшая в свое время сенсацию, можно создать действительно интересную экономическую биографию. И на первый взгляд, «Игра на понижение» позиционирует себя как история о паре людей, предсказавших мировой финансовый кризис 2007-2008 годов. Но на самом деле это просто еще один документальный фильм, где герои буквально смотрят на зрителей через камеру, объясняя причины кризиса и повторяя сложные экономические термины.
Когда речь идет о деньгах, совесть молчит. И когда речь идет о больших суммах денег. Это правдивая история многих провидцев, которые независимо друг от друга предсказали мировой финансовый кризис 2008 года задолго до того, как о нем заговорили на Уолл-стрит. И предсказывая это, они зарабатывали на этом деньги. Без всякого смысла.
Адам МакКей создал фильм, который понравится только определенной группе людей. А именно, тех, кто хоть что-то знает об экономике. Те, кто смог связать все причины кризиса в единую систему. Такая узкая направленность приводит к тому, что в фильме зрителям через определенные промежутки времени прямо объясняют, что такое дефолтные свопы или ипотечные облигации. В определенные моменты фильм просто прерывает повествование и выводит на экран Марго Робби, Селену Гомес или шеф-повара Энтони Бордейна, чтобы объяснить более сложные элементы финансового рынка того времени».
«Конец немного предсказуем».
Это очень злой и смешной фильм, с героями, на которых смотришь с опаской и которые по какой-то причине заботятся о бедных, по сути, бизнесменах. Единственный недостаток фильма в том, что он ничего не добавляет к тому, что мы уже знаем. За исключением того, что он смотрит не на проигравших, а на «победителей», то есть не на тех, кто потерял на рынке во время кризиса, а на тех, кто заработал на нем большие деньги. В «Игре», таким образом, представлена целая галерея всевозможных отбросов Уолл-стрит. Когда смотришь фильмы про Уолл-стрит, создается впечатление, что порядочные люди там вообще не водятся (видимо, порядочные люди в понимании Плавина намеренно не допускаются): И поэтому неудивительно, что в фильме «Большой куш» их очень мало. А если присмотреться повнимательнее с лупой, то их вообще нет. Ну, это если вы не считаете его порядочным человеком — героем, который сначала играл на понижение, заработал миллионы, а потом вышел сухим из воды. Он сам не сделал ничего плохого. «Ничего личного — просто работа». И некоторые из наших игроков сначала пытались обратиться в Wall Street Journal, чтобы узнать, что происходит — но безуспешно. Так на что же жаловаться? Нет, конечно, нет. С другой стороны, крах ипотечного рынка (и безработица, потеря жилья многими семьями и т.д.) тоже не делает человека порядочным с нашей точки зрения. Короче говоря, в этом фильме мы снова имеем дело со странными человекоподобными существами, населяющими биржи: возможно, даже невозможно отличить невероятно наивных «жирных котов» от настоящих мошенников. Отчасти именно из-за этих существ в экономике периодически происходят сбои. После бурь умные люди думают о том, как восстановить фондовый рынок, но — да — «ничего не меняется».
Предположительно, можно сослаться где-нибудь на Кропоткина за мнение «нынешний фондовый рынок — это раковая опухоль на теле капитализма и демократии». Но мы считаем, что лучше быть Кропоткиным, чем антропоморфным существом с Уолл-стрит. Это наше личное мнение, кстати, не вытекающее из фильма! И невозможно представить себе современный капитализм без Уолл-стрит. И любая попытка закрутить гайки на фондовом рынке по любой причине всегда встречается возмущенными криками потных биржевых маклеров. Это экономическое «c’est la vie» сегодняшнего дня.
Фотографии и трейлер с официального сайта thebigshortmovie.com