Eldritch была одной из самых популярных игр своего времени, потому что в ней удачно сочетались атмосфера ужаса и механика roguelike (включая постоянную смерть).
Лучшие игры, вдохновлённые Г.Ф. Лавкрафтом
Качественный космический хоррор — очень сложная задача, но разработчикам этих 15 игр, вдохновленных произведениями Лавкрафта, она прекрасно удалась.
Говарда Лавкрафта по праву называют прародителем жанра космического ужаса, ведь он мастерски создавал истории, полные кошмаров и безумия. Эти истории популярны и сегодня: они вдохновляют многочисленные фильмы и игры и остаются такими же жуткими, как и несколько десятилетий назад. А рассказы Лавкрафта лучше всего смотрятся в игровой форме. Так что если вы не знаете, во что поиграть на Хэллоуин, можете больше не беспокоиться.
Многие из этих игр существуют уже довольно давно, но они почти не уступают современным произведениям с продвинутой графикой и идеально подходят для всех, кто хочет погрузиться в жуткий мир Лавкрафта. Если вы готовы к темным углам, в которые вам придется заглядывать не только в игре, но и в реальной жизни, то эта игра для вас.
Хотя Говард Лавкрафт умер почти сто лет назад, его произведения по-прежнему актуальны, как никогда. Они вдохновили бесчисленное количество фильмов, а в последние годы начали оказывать заметное влияние на индустрию видеоигр. Варьируется от малобюджетных инди-проектов до масштабных ужасов AAA. И хотя не все из них так же впечатляют, как оригинальные книги, это игры, о которых должен знать каждый поклонник необычных ужасов.
Sunless Sea
Sunless Sea, по сути, не представляет собой ничего революционного. Вместо этого здесь используются старые концепции и механизмы, которые интегрированы в игровой процесс с почти безупречной точностью. Кроме того, игра впечатляет хорошо написанным сюжетом, множеством интересных персонажей и мрачной атмосферой безысходности.
Инновации — это, конечно, хорошо, но иногда качественные игры могут почти полностью состоять из удачных заимствований. Например, Sunless Sea, которая выглядит и ощущается уникальной, не предлагая никаких новых идей. Главной приманкой игры являются не жуткие гигантские крабы и разумные айсберги, а инстинктивная атмосфера неуверенности и постепенно нарастающего ужаса.
Curse Of The Old Gods
Curse of the Old Gods во многом напоминает классические экшены 1990-х годов, не только визуально, но и по геймплею. В игре есть несколько приятных головоломок и хороший (но не блестящий) сюжет, который будет держать вас в напряжении и интересе до самого конца.
Сценарий и диалоги по большей части хороши, а цветовая палитра, которая может прийтись по вкусу не каждому, хорошо передает мрачный тон игры. Сама игра занимает около 2 часов, но поскольку она совершенно бесплатна, было бы стыдно жаловаться на ее продолжительность.
Necronomicon: The Dawning of Darkness, 2001 год
Сюжет этой классической экшн-игры от компании Cryo Interactive, некогда знаменитой Forged Quest Game, основан на романе, написанном Лавкрафт «Дело Чарльза Декстера Уорда». События происходят в Провиденсе, штат Род-Айленд, в 1927 году. Мы погружаемся в роль Уильяма Стэнтона, который сначала пытается выяснить, почему его лучший друг находится в психушке, а затем пытается разгадать тайну Некрономикона и спасти человечество. И по пути, конечно же, вам придется решать всевозможные головоломки.
Это не было ни революцией, ни истерикой с криками страха. Это был классический крио-квест, как Dracula 2: The Last Sanctuary. Но захватывающий сюжет, интересные головоломки, напряженная атмосфера, включая великолепную звуковую работу, заставили пройти игру сразу же. Necronomicon: The Dawning of Darkness заставил многих людей захотеть попасть в Лавкрафт.
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, 2002 год
Эта игра в жанре ужасов на выживание, изданная компанией Silicon Knights для Nintendo GameCube, взяла свое название прямо из Лавкрафт Имя Лавкрафта в ней специально не упоминается. Но ссылки и параллели настолько прямые, что источники вдохновения очевидны. По сюжету, студентка Александра Ройвас расследует убийство своего деда и находит в его особняке переплетенную в человеческую кожу книгу «Том вечной тьмы». Читая его, она переносится в прошлое и переживает часть жизни римского сотника, ставшего рабом одного из божественных старцев.
Затем вся игра состоит из поиска новых страниц книги, переживания новых воспоминаний других людей и получения новых знаний и навыков. Эта игра, выпущенная для Nintendo GameCube, интересует нас главным образом потому, что это почти самая высокооцененная «лавкрафтовская» игра в истории — на Metacritic ее рейтинг составляет 92 балла.
А во-вторых, это практически первый случай, когда в видеоигре используется «система безумия», введенная в 1981 году в настольной игре Call of Cthulhu. Когда персонаж видит что-то ужасное, он теряет очки состояния, а когда они расходуются, возникают различные «эффекты безумия».
И хорошо, если мы просто наблюдаем со стороны, как персонаж видит падающие конечности, мертвых людей или, скажем, бесконечные коридоры. Но эти эффекты могут также стирать игровые сохранения, изменять громкость, имитировать сбои в игре, выключать телевизор и даже отключать геймпад во время боя. Представьте себе радость счастливого, слегка поседевшего владельца Nintendo GameCube! Только ради этого стоило купить консоль и получить совершенно уникальный игровой опыт.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, 2005 год
Нечто подобное было реализовано в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — в этой игре ужасов от первого лица главный герой, частный детектив Джек Уолтерс, также может галлюцинировать. И когда он окончательно сойдет с ума, он либо совершит самоубийство, либо умрет от сердечного приступа, и игра будет окончена.
Такое хрупкое психическое здоровье объясняется тем, что Джек провел шесть лет в Arkham Asylum. Он был отправлен туда после того, как во время одной из миссий активировал странное устройство и отправился в другое измерение. Что это было, он точно не помнит. Спустя годы Джек смог вернуться к работе, стал частным детективом и теперь расследует ограбление в портовом городе Инсмут, который, как выяснилось, контролируется тайным Орденом Дагона. Нетрудно представить, что произойдет дальше.
Примечательно, что помимо психологической травмы, главный герой постоянно получает физические увечья. В игре Dark Corners of the Earth была введена система очков за травмы — мы сломали ему ноги и руки, что напрямую повлияло на скорость ходьбы и точность прицеливания соответственно. Травмы приходилось лечить различными способами. Нам даже разрешили принимать морфий, но это усугубило психологические проблемы главного героя. В результате получилась действительно хорошая игра на стыке шутера, стелса и квеста с полицейским расследованием.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Headfirst Productions, 2005)
Одна из самых ожидаемых игр 2005 года, злорадный проект, который не продался, похоронил разработчика и обрел культовый статус несколько лет спустя. Это была одна из самых влиятельных игр в жанре survival horror. Она закрепила жанр благодаря перспективе от первого лица, избыточности и подрывным элементам геймплея (исследование местности, охота на персонажей и предметы, стелс, преследование, защита от бессмертных врагов, точная стрельба с крайне ограниченным боезапасом, безумие) и, конечно же, характерным лавкрафтианским визуальным эффектам: Размытое, плавающее, зыбкое, туманное, искаженное изображение, когда вы не можете определить, на что смотрите издалека, и не знаете, стоит ли подходить ближе и рассматривать его (часто это не так).
«Dark Nooks of Earth» переносит игрока из психушки и улиц Инсмута в подземное убежище культистов и на другую планету. И это очень страшная игра, но не поэтому она провалилась, а потому что это была очень сложная и неудобная игра. Из-за отсутствия свободного пространства и нечастых контрольных точек вы постоянно умирали и были вынуждены проходить один и тот же участок несколько раз, иногда десятки раз. Это компенсируется великолепным сюжетом, охватывающим почти все аспекты вселенной Мифоса, подхватывающим мотивы из различных лавкрафтианских произведений и завершающимся потрясающим финалом с неожиданным поворотом. Что касается сценариев, то это по-прежнему лучшая игра по Лавкрафту. Если вы не готовы к прохождению сверхъестественной сложности, вы можете посмотреть прохождение на YouTube.
Call of Cthulhu (Cyanide, 2018)
Превращение настольной ролевой игры Call of Cthulhu в видеоигру ожидалось поклонниками на протяжении 37 лет. В итоге они получили скромное, но не впечатляющее приключение от первого лица, а не ролевую игру. В игре используются остатки оригинальной процентной ролевой системы, и почти все навыки — это не боевые навыки. Каждая глава — это исследование, поиск ключа к следующей двери, затем к следующей и так далее. В других главах вы сталкиваетесь с врагом. В одном случае монстры бессмертны, и вам придется убегать от них. В другом случае вам дают оружие, а место населено патрулирующими еретиками, но без боеприпасов, которых слишком мало, оружие не работает.
Разработчики объединили все ассоциации, связанные со словом «Лавкрафт», в линейное повествование. Старый особняк, полный тайн? Давай. Психиатрическая больница? Вот он. Приморская деревня, где прохожие считаются рыбаками? Не без этого. Пещеры, населенные древними чудовищами? Правильно. Святилище для вызова особо опасного Древнего? Конечно, как еще мы собираемся закончить игру! Анекдотично, но играть можно — ровно один раз, потому что нет вариативности и все доступные концовки можно посмотреть с последнего балла.
В 2012 году также вышла лицензионная тактическая боевая игра Call of Cthulhu: The Wasted Land, но она была разработана для мобильных устройств, и Call of Cthulhu только в этом названии.
Это конец «официальных» адаптаций видеоигр по лавкрафтианской вселенной. Теперь перейдем к «неофициальным».
Некрогейминг
Под «некрогеймингом» я подразумеваю ситуацию, когда геймер сегодня играет в игры, изданные до 1997-1998 годов. Эти годы образуют предварительную хронологическую границу между «старыми играми» и «современными играми»: В этот период были выпущены такие важнейшие игры, как Fallout, Half-life и Baldur’s Gate. Некрогейминг — это когда вы играете в старую игру и боретесь с условностями и механикой, которые соответствуют уровню игрового дизайна той эпохи.
Наиболее заметными лавкрафтианскими проектами, которые можно отнести к некрогеймингу, являются трилогия Alone in the Dark (Infogrames, 1992-1994). Первая игра основала новый жанр 3D «survival horror» и вдохновила создателей таких известных серий, как Resident Evil и Silent Hill. Главные герои прибывают в огромный особняк, чтобы расследовать самоубийство его владельца, и, конечно же, в дом проникло зло. Сюжет довольно запутан во всех моментах, а существа из произведений Лавкрафта появляются лишь изредка. Управление с фиксированной камерой ужасно неудобно (интересно, почему создатели RE и SH не отказались от него сразу). Поиск ключей от соседней двери, поиск редких патронов для револьверов и дробовиков, стычки, странные звуки, жуткие подземелья, требующие свечи или фонаря — все эти традиционные элементы жанра пришли из первой части Alone in the Dark. Каждая последующая часть слабее предыдущей и может быть сыграна только ради любви к истории видеоигр. Мне посчастливилось прочитать первые две части, когда они были выпущены.
Еще один лавкрафтовский проект, который я приписываю Necrogaming, — Necronomicon: The Dawning of Darkness, который вышел в 2000 году, но настолько устарел (квест от первого лица с дискретным перемещением по псевдотрехмерным локациям), что в него невозможно играть. Игра получила резкие отзывы.
The Sinking City. Детектив в мире Лавкрафта
The Sinking City была разработана украинской студией Frogwares, известной своими детективными историями о Шерлоке Холмсе. Кстати, создатели и раньше отправляли детектива в мир Ктулху, но на этот раз история более лавкрафтианская, и мастеру абстракции с Бейкер-стрит в ней не место.
Хотя главным героем The Sinking City был не Холмс, игровая механика мало чем отличалась от предыдущих работ Frogware: очередной детектив прибывает в таинственный затопленный город и начинает разгадывать загадку своих галлюцинаций. В то же время местные жители с радостью принимают приезжего и даже дают ему дела, с которыми не может справиться полиция.
Фишка детектива — его паранормальные способности. Он может заглядывать в прошлое, легко находить иллюзорные препятствия и путешествовать по реальностям. Но вам также следует избегать обычных выводов, потому что вы должны погрузиться в глубины своего разума и проанализировать доказательства. Компания Frogwares давно научилась проводить увлекательные расследования, и на этот раз команде удалось сделать это снова.
К сожалению, студия страдает от конфликтов со своими издателями. Нет другого способа объяснить, почему в «Тонущем городе» так много ужасных драк и так много ненужной беготни.
Несмотря на свои недостатки, разработчики создали хорошую игру с захватывающими расследованиями и красивой лавкрафтовской графикой. Если вы хотите узнать больше о проекте, прочитайте наш обзор.
Call of Cthulhu. Безумия не бывает много
Call of Cthulhu — это игра, которая разрабатывалась одновременно с The Sinking City и косвенно вызвала скандал. Единственное, что объединяет эти произведения, — это сеттинг, в котором есть место для Ктулху и других могущественных существ. В остальном работа Cyanide Studio отличается своеобразием.
По сюжету, другой детектив-инвалид прибывает в чужой город. К сожалению, местные жители были не очень дружелюбны. Чтобы продвинуться вперед, герой должен был использовать навыки красноречия, психологии, обмана и так далее.
Странно, но все привилегии были повышены, но даже самый высокий уровень не гарантировал успеха. Где-то за кулисами невидимый волшебник бросал кости и решал, прошел ли детектив испытание.
За сомнительной, но интересной механикой, однако, скрывался обычный симулятор ходьбы. Детектив исследовал землю, находил важные предметы и тщательно избегал внимания врагов, которых даже нельзя было оглушить. К счастью, сюжет развивался хорошо, а изложение было интересным.
Самое главное, что удалось сделать Cyanide Studio, — передать атмосферу безумия. Снова и снова герой натыкается на что-то необъяснимое, все больше выходит из-под контроля и попадает в мир тьмы. Игра любила напоминать нам, что человек — всего лишь песчинка перед лицом могущественных существ. Кстати, полный обзор Call of Cthulhu вы можете найти здесь.
Chronicle of Innsmouth: Mountains of Madness. Классический квест по Лавкрафту
Chronicle of Innsmouth: Mountains of Madness — подходящее развлечение для игроков, соскучившихся по классическим квестам вроде Broken Sword и Grim Fandango. Несмотря на мультяшную графику, авторам удалось рассказать мрачную историю, вдохновленную Shadow of Innsmouth и Mountains of Madness.
Сценарий рассказывает историю детектива, который пришел в себя неподалеку от Иннсмута. Его тело изуродовано, руки непослушны — но что с ним случилось? Это то, что ему нужно знать. В то же время герой должен сбежать из опасного города, раскрыть ритуальные убийства и проникнуть в сознание Лавкрафта.
Геймплей игры Mountains of Madness соответствует жанру. Бродите по локациям, ищите ценные предметы, решайте головоломки и открывайте новые земли. Любители квестов знают все это — за исключением того, что крошечные и кошмарные аспекты творения PsychoDev могут предложить гораздо больше. Если вам нравится жанр и Лавкрафт, вам определенно стоит ознакомиться с игрой.
Blackout: The Darkest Night
Сложная, но невероятно интересная игра Blackout: The Darkest Night рассказывает историю человека, оказавшегося с амнезией на улицах темного города. Вам предстоит выяснить, что случилось с главным героем и почему ему постоянно снятся кошмары. Blackout: The Darkest Night создан для того, чтобы у вас всегда было право выбора. Это означает, что вы можете просто прогуливаться по улицам и знакомиться с городом, не беспокоясь о том, что происходит в голове у вашего главного героя.
Что касается игрового процесса, то здесь есть увлекательные диалоги, различные головоломки и приятный стиль. А в диалогах с NPC вам предстоит принять решение, кардинально меняющее события на улицах виртуального города Blackout: the Darkest Night. В игре много выходов и запутанный сюжет, что значительно повышает ценность повторного прохождения. Если вам понравилась первая часть, вам будет очень интересно узнать, чем закончится эта странная история.
Conarium
Это небольшой проект от инди-студии, который с первых минут приносит классическое «лавкрафтианское» безумие в полную силу. Conarium не просто пугает игрока, он заставляет его чувствовать себя неуютно с самого начала прохождения и до финальных титров. В основном, эта атмосфера была создана с помощью продуманного освещения и действительно мрачного стиля. Что касается игрового процесса, то вас ожидает обычный хоррор, где вам предстоит исследовать темные места и постепенно вовлекаться в довольно странный сюжет.
Несмотря на прекрасную атмосферу, у Conarium есть и свои минусы. Многие критикуют неаккуратную озвучку и сюжет, который начинает затихать во второй половине игры. Если бы не эти недостатки, игра вполне могла бы стать одним из самых вдохновенных творений Лавкрафта. Итак, у нас получилась неплохая игра, которую стоит пройти хотя бы раз, если вы любите подобную атмосферу и не боитесь психологических ужасов.
Подборка инди-игр, которые не утратили своего «шарма» и предлагают возможность насладиться уникальной атмосферой в одиночку, но и в партнерстве с друзьями.
Stygian: Reign of the Old Ones
Перед вами необычная ролевая игра, в которой вам предстоит управлять тремя персонажами в разгар довольно странного события. Действие игры Stygian: Reign of the Old Ones происходит в городе под названием Аркхэм, жители которого поклоняются странным существам и пытаются включить невинных людей в свой «круг интересов». Задача игрока — стать последним здравомыслящим жителем города, чтобы сражаться с культистами и в конце концов освободиться от безумных фанатиков.
Помимо классических элементов RPG, в Stygian: Reign of the Old Ones также присутствует система статусов персонажа. Это означает, что в зависимости от ваших действий и решений они могут либо обрести большую уверенность в своих силах, либо потерять рассудок и в конечном итоге перейти на сторону культистов. В целом, это будет интересно, а смесь обычной ролевой игры и механики Darkest Dungeon в уникальном лавкрафтовском стиле, пожалуй, еще никогда не встречалась.
The Sinking City
Это украинский проект от разработчиков из Frogware, которые несколько лет назад создали детективную игру Sherlock Holmes: The Awakened. Это была часть длинного ряда «одноразовых» игр о Шерлоке Холмсе. Однако их новый проект обещает быть интересным.
И снова это детектив, с которым что-то не так. На этот раз мы берем под контроль Чарльза Рида. Он — единственный выживший с корабля «Циклоп», который однажды исчез в таинственных водах Бермудского треугольника. Там, никому не ведомый, он стал свидетелем чего-то ужасного и в итоге оказался в психиатрической больнице. После освобождения Рид отправляется в заброшенный городок Окмонт, чтобы разгадать его тайны. Вы должны пролить свет на исчезновение циклопа.
Игра обещает найти баланс между реальностью и мистическим ужасом, «наделив» нашего героя безумием и 30-часовым сюжетом. Так что мы ждем.
The Moon Of Madness
Радуйтесь, в этой игре нет ни одного загнанного детектива! На этот раз мы — обычный техник Шейн, работающий на базе на Марсе. Однажды мы получаем сигнал бедствия с корабля. Мы ждем, когда он прибудет на нашу базу. В этот момент начинается настоящий ад: появляются ужасы, а сам герой начинает страдать от галлюцинаций.
Космическая обстановка прекрасно вписывается в лавкрафтианские мотивы и действительно создает ощущение, что вы имеете дело с чем-то инопланетным.
По мере прохождения игры вы боретесь со странной болезнью, которая когда-то убила семью главного героя, а теперь поражает его самого. Мы узнаем больше, когда игра выйдет в свет, но мне она кажется интересной.
Зов игровой индустрии
Идеи автора вдохновили многих начинающих писателей, и через них культ Ктулху распространился на другие медиа — кино, телевидение и видеоигры. Но вот в чем проблема: Лавкрафт, пожалуй, наименее подходящий автор из пантеона писателей-фантастов для экранизации, и перевести его произведения в виртуальный мир невозможно. Но почему Steam наводнен творениями из вселенной Лавкрафта?
Все просто: в определенный момент развития ктулманской эпопеи в популярной культуре произошел своеобразный обмен концепциями, и теперь разработчиков вдохновляют уже не произведения Лавкрафта, а фанатский контент на их основе. С одной стороны, это неплохо — по крайней мере, имя автора продолжает жить. С другой стороны, этот процесс ужасно искажает образ Лавкрафта в глазах современной аудитории.
Дагон и Ктулху, слизь и щупальца, очаровательные рыбаки и портовые города, которые все знают по Call of Cthulhu (2018), The Sinking City или Dark Corners of the Earth, — важные элементы книг Лавкрафта, но они вовсе не определяют его как писателя. И в этом кроется ирония: спустя десятилетия работы американца стали культовыми, но многие люди сегодня знают их по игривым пересказам, которые в большинстве случаев прямо противоречат сути оригинала.
Книги не про людей
Я уже говорил выше, что человек у Лавкрафта — это песчинка в теле космоса, на которую ничто не может повлиять. Это основа большинства историй автора: его герои сталкиваются с чем-то, что они не могут постичь, и отступают — в лучшем случае — в свою зону комфорта, из которой они никогда не выходят.
Лавкрафт, однако, не мизантроп; он не погряз в человеческих страданиях. Он просто не верит, что мы имеем хоть какой-то вес на весах Вселенной. Вот показательная цитата из книги «Зов Ктулху», в которой автор описывает будущее нашего вида:
«Однажды соединение отдельных фрагментов знания в единое целое откроет нам такие ужасные перспективы реальности нашего места в ней, что мы либо сойдем с ума от этого откровения, либо убежим от света знания в мир и безопасность нового средневековья».
Это, конечно, противоречит концепции видеоигр, где главный герой всегда находится в центре вселенной, своими руками поворачивая колесо истории. Эта лавкрафтианская концепция по сути неработоспособна в играх, что не позволяет 90% разработчиков игр воплотить сюжеты или мотивы Лавкрафта в виртуальном мире.
Одна из самых успешных лавкрафтовских игр — Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2005 г. Ее создатели читали оригинал и местами цитировали его дословно, но игровые конвенции заставили их пойти на сделку с совестью.
В игре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth рыбаки иногда появляются неожиданным образом — с оружием.
В поисках драматизма создатели Dark Corners of the Earth добавили несколько схваток с боссами, в которых враги являются членами пантеона Лавкрафта. Ктулху, к счастью, остался невредим, но его «боссы», такие как Дагон и мать Гидры, были убиты главным героем — не обычным человеком, а гораздо менее могущественным существом.
Подобные проблемы существуют в десятках игр, заимствованных у Лавкрафта, независимо от того, насколько тщательно они пытаются использовать его произведения. Трилогия Dead Space с ее Кровавыми Лунами и Mass Effect с его Жнецами, по сути, изображают старых богов Америки. За исключением того, что в конце все они превращаются в боссов, которых главный герой каким-то образом побеждает в жалкой схватке и получает счастливый конец — совершенно немыслимый финал для эпопеи Лавкрафта.
Интересно, что в меньшей степени это относится к фильмам ужасов — например, в Amnesia: The Dark Descent герой был беспомощен: ему приходилось прятаться от монстров и не смотреть на них, чтобы не сойти с ума. Это создает гораздо более аутентичный лавкрафтовский опыт, хотя игрок все равно принимает важное решение в конце, чего обычно не бывает в книгах Лавкрафта — там персонажи часто теряют рассудок от осознания того, насколько скромно их место в мире.
На мой взгляд, такие «несчастливые концовки» — самый доступный из фирменных приемов Лавкрафта для применения в видеоиграх. Но по какой-то причине он также редко используется — возможно, из-за опасений, что игроки будут недовольны, если у них не будет помпезных концовок.
Отстаньте от Ктулху
Последняя причина, по которой произведения Лавкрафта не очень хорошо ложатся на другие форматы, заключается в том, что его литературный талант имел очень узкий профиль. Он не мог говорить об эмоциях, поэтому все, что испытывали его герои, — это «невыразимый ужас» или паника, но он резвился в своих пейзажных зарисовках. Например, вот описание города в «Хребтах безумия»:
«Конические конусы с зазубренными краями были увенчаны цилиндрическими колоннами, местами вздутыми и покрытыми тонкими зазубренными дисками; по бокам от них располагались странные плоские формы, как будто они состояли из множества прямоугольных пластин, или круглых пластин, или пятиконечных звезд, наложенных друг на друга. Были также сложные конусы и пирамиды, некоторые из которых превратились в цилиндры, кубы или усеченные конусы и пирамиды, а иногда даже остроконечные пирамиды, объединенные в отдельные группы по пять штук. Все эти отдельные композиции, созданные словно в бреду, были соединены между собой на головокружительной высоте трубчатыми мостами. Зрелище было шокирующим и ужасающим в своих гигантских масштабах».
Понимаете ли вы суть проблемы? Правильно, вы не можете себе этого представить. Лавкрафт использовал текст по максимуму, заставляя читателя копаться в описаниях неописуемого на каждой странице — и это одно из важнейших выразительных средств американца. Древние города, чудовища и нечеловеческие ритуалы поклоняющихся им людей в его произведениях столь впечатляющи, потому что их просто невозможно изобразить — Лавкрафт рисует их с чрезмерной вербалистичностью, иногда даже прибегая к своей «улле» или «неевклидовой геометрии», что в конечном итоге исключает любую возможность представить себе описываемое.
При переносе на экран, когда режиссер или дизайнер игр пытается найти смысл в этих чудовищных описаниях и создать визуальную модель, все эти образы теряют свою силу и становятся — да что уж там — довольно жалкими.
Тем более удивительно, что разработчики игр до сих пор открыто ссылаются на Лавкрафта и иногда выпускают игры, основанные непосредственно на его произведениях. Последним в списке на данный момент является фильм «Зов Ктулху» (2018), который, несмотря на свое название, является скорее вольной интерпретацией «Тумана над Иннсмутом» — и он тоже, конечно, нарушает все основные принципы произведений Лавкрафта.
Тем не менее, мотивы его книг даже могут быть успешно воплощены в играх, как это доказала вышеупомянутая FromSoftware с Bloodborne или Frictional Games с Amnesia. Оказывается, достаточно воздержаться от амбициозных попыток сделать «игру Ктулху» и аккуратно, не упоминая об этом в маркетинговой кампании, приспособиться к существующим механизмам — и критики будут довольны, а сердца поклонников Лавкрафта останутся целы.
Так почему же, господин независимый разработчик, почему? Во имя чего? Что ты делаешь? Почему, почему вы продолжаете создавать игры Call of Cthulhu? Вы действительно верите в какую-то миссию? Или вы просто боитесь выйти на рынок с оригинальной идеей?