Tiberium Twilight была настолько плоха, что даже игра для iOS и Android могла бы получить более высокий рейтинг. Это была Command & Conquer Rivals, которая получила 71 балл на платформе iOS.
Ретроспектива тибериумной саги Command & Conquer
«Я помню, как в начале войны с терроризмом наткнулся на газетную статью, в которой упоминалась Глобальная оборонная инициатива (GDI), — говорит Луис Касл, соучредитель Westwood Studios и участник разработки Command & Conquer. Касл смеется и откидывается в кресле — мы находимся в конференц-зале EA LA, где собралась горстка ветеранов серии, чтобы вспомнить о прошлом знаменитой RTS-франшизы: Это был 2003 год. В реальном мире потребовалось восемь лет, чтобы добраться до этой точки.
В 1995 году Team Castle придумала свою собственную GDI, но, несмотря на оптимистичное название и милитаристский фетиш — красочные взрывы, героические танковые атаки, огненные груды тяжелой брони — сюжет Command & Conquer всегда был уникально неоднозначным, избегая простых ответов на вопросы о том, кто есть добро, а кто зло. Среди прочего, игра использовала соперничающие фракции — GDI и Братство NOD — чтобы осветить тему с двух разных сторон.
Сэм Басс, ведущий дизайнер Command & Conquer 3: Tiberium Wars и дополнения Kane’s Wrath, говорит: «Это философские концепции, которые решаются самым радикальным способом — через военный конфликт». В этой статье мы рассмотрим первые три части C&C, освежим в памяти сюжетную линию и попытаемся выяснить, как франшиза повлияла на жанр RTS.
Command & Conquer: Tiberian Dawn (1995)
«В случае с Tiberian Dawn одним из самых важных нововведений было не то, что бои велись в реальном времени, а то, что мы потратили много сил и энергии на развитие сюжета», — подтверждает Касл. «Это то, что делает лучшие RTS — сложность и глубина. Если вы не понимаете, зачем строите ионную пушку или отправляете группу охотников на верную смерть, связь между игрой и игроком страдает. Без контекста игры теряют большую часть своего очарования».
В 1995 году Везвуд уже экспериментировал с элементами повествования в Dune II, одной из предтеч жанра RTS, и сюжет был разделен на множество коротких частей. Tiberian Dawn, возможно, использовала модифицированную версию пользовательского интерфейса Dune II, но она была гораздо более амбициозной в плане сюжета.
«Когда мы разрабатывали Tiberian Dawn, были CD-ROMы, целая куча мегабайтов и вдруг, — смеется Касл. «И что мы собирались делать со всем этим? Мы решили снять полнокадровый фильм».
Плавные, лаконичные и очаровательно примитивные видеосцены, разделяющие кампанию на миссии, быстро стали визитной карточкой серии. Некоторые, кто смотрел эти брифинги, задыхались от смеха, но они помогли рассказать серьезную историю о геополитических последствиях падения метеорита в реку Тибр в 1995 году, что привело к появлению на Земле нового инопланетного кристалла под названием «Тибериум».
«Основой вселенной C&C является внезапное появление странного минерала, — говорит Касл. «Это кристаллическое растение поглощает металлы и минералы из недр земли и накапливает их в себе для последующего сбора. В конце концов, ученые поняли, что его можно добывать, и вскоре тиберий стал источником энергии и богатства. Некоторые ученые считают инопланетный кристалл чем-то великим, другие же серьезно обеспокоены».
И как! Пока страны пытаются контролировать использование тибериума, харизматичный лидер подполья по имени Кейн выходит из небытия и основывает секту под названием Братство Нода. Может показаться, что это сообщество городских торговцев, которые любят одеваться в дунгары и спать на ранчо, но на самом деле это своего рода военизированная организация.
«Кейн призывает людей выращивать Tiberium везде, где только можно, — продолжает Касл. Он хочет сделать мир справедливым — он хочет равенства, он борется на стороне простого человека». Тем не менее, весь западный мир называет его лидером террористов, который побуждает людей воевать против своих собственных народов».
В ответ на появление Кейна страны сформировали Всемирный совет безопасности.
«Как граждане Запада, вы воспринимаете эту группу как героическую силу, защищающую нас от террористов Кейна. Но вы должны помнить, что Кейн с самого начала не считал себя террористом, он считал себя освободителем», — говорит Касл. «И GDI рассматривает себя не как деспотичное, милитаристское правительство, а как защитника. И это закладывает основу для поистине эпического конфликта.
Братство Нод: щедро финансируется теневыми группами, применяет уникальную тактику, но разделено на различные группы. GDI: иерархическая и хорошо организованная, но громоздкая структура.
Command & Conquer: Tiberian Sun (1999)
В финале первой части GDI стреляет из орбитальной ионной пушки по храму Нода в Сараево, убивая Кейна, когда он читает очередную проповедь. Эта история берет свое начало только четыре года спустя, когда рождается измученный Tiberian Sun.
«Прошло много времени — Нод и GDI воюют друг с другом уже несколько десятилетий. Именно тогда мы начали добавлять глубину в историю», — говорит Касл. «В этот момент все знают, что тибериум — очень токсичное вещество, и мир начинает делиться на зоны: одни свободны от этого минерала, другие заражены им. В зараженных районах население начинает мутировать, а GDI все больше и больше убеждается в своей правоте: Тиберий опасен, должен быть уничтожен и создаст проблемы для всех, кто встанет на его пути. Братство, с другой стороны, потеряло своего лидера и свое дело и раскололось на различные группы. На протяжении доброй половины игры Нод обвинял совершенно других лидеров — генералов, которые вдруг возомнили себя важными фигурами.
Но где-то в середине игры Кейн появляется вновь.
«Он все еще жив и выглядит так же, как и 40 лет назад», — говорит Касл. «И мы не знаем почему — либо из-за экспериментов, которые он проводит, либо потому, что он не совсем человек».
Кейн приходит не с пустыми руками, а с Тацитом — древним инопланетным артефактом, содержащим все знания о Тибериуме, благодаря которому Братство совершает резкий технологический скачок.
Однако этого рывка оказывается недостаточно, и GDI снова побеждает Кейна, на этот раз в Каире.
Это, однако, вызывает новые вопросы.
«В процессе работы GDI узнает об экранах, — говорит Касл. «Об инопланетной расе, которую Тацит привел к людям. Но никто точно не знает, почему. Это дар, который мы можем использовать на благо цивилизации, или некое предупреждение? А это, в свою очередь, вызывает любопытство по поводу тибериума — что же это такое на самом деле? Минерал, который превращает землю в нечто неизвестное, или что-то другое?».
Тибериум стал важен не только в сюжете, но и в самой игре. В Tiberian Sun коллекционный — и ядовитый — кристалл был разделен на две разновидности, и его залежи нельзя было легко конвертировать в единицы. В то же время сиквел принес новые подразделения — Героев. Эта идея уже увидела свет в Tiberian Dawn и получила логическое продолжение в первой части Red Alert. Благодаря героям игрок получает подавляющее преимущество в бою, но кроме того, они в определенной степени персонализируют безликую толпу солдат, бегающих по экрану: Под флагом GDI действуют несколько Забытых, людей-мутантов, которым не повезло жить вблизи Тибериума, а на стороне Nod сражаются могущественные киборги-коммандос.
Среди других новых возможностей — искривление ландшафта, улучшенное освещение и механика. Дополнение Firestorm продолжило историю сразу после финала Tiberian Sun, рассказывая о сражении с CABAL, искусственным интеллектом, созданным Кейном для использования знаний, полученных от Тацита.
Содержание
Вселенная игры
Согласно сюжету игры, в начале 1990-х годов на землю падает метеорит в районе реки Тибр (в Италии), который становится источником распространения инопланетного вещества под названием Тибериус. Исследования показывают, что внеземной минерал обладает очень большим энергетическим потенциалом и представляет большую ценность для мировой экономики. Однако вскоре выясняется, что тиберий также вызывает мутации и разрушает биосферу планеты. В 1995 году начинается война между двумя соперничающими державами, борющимися за контроль над коллекцией Тибериума: силами ООН, поддерживаемыми альянсом развитых стран, Глобальной оборонной инициативой (GDI), и древней религиозной сектой и террористической организацией, известной как Братство НОД, возглавляемой загадочным лидером Кейном, который считает, что Тибериум должен стать основой для нового облика Земли.
Кампания за GDI
Существует две кампании за обе стороны конфликта на Тибериане. Кампания для GDI считается нормальной.
В кампании GDI игрок защищает мир от фанатиков Братства и в конце концов разрушает центральный храм Нод ударом ионной пушки, который уничтожает Кейна (как выяснится в следующей игре серии, ненадолго). Под командованием генерала GDI Марка Джеймисона Шеппарда игроку предстоит провести ряд операций, от простой высадки на побережье, действий по спасению гражданских лиц и ученых до защиты штаб-квартиры GDI.
Кампания за Братство Нод
В кампании Brotherhood игрок должен победить GDI и в конечном итоге взять под контроль ионную пушку GDI, построив современный технологический и командный центр — так называемый «Храм Нода» — и атаковать одно из четырех мест: Белый дом, Бранденбургские ворота, Эйфелеву башню или здание английского парламента. Независимо от того, какое здание будет выбрано, GDI подвергнется нападению и потеряет поддержку в развитом мире, что будет преимуществом Кейна.
Театр военных действий
Театр военных действий GDI включает в себя страны Восточной Европы, такие как Беларусь, Эстония, Латвия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина. В некоторых случаях предлагается выбор из нескольких возможных миссий. Кампания «Братство» базируется в Африке и заканчивается в Южной Африке.
Видеролики
Перед каждой миссией демонстрируется видеоролик с живыми актерами. Две кампании игры содержат в общей сложности более 60 минут видеоматериалов.
- Генерал Марк Шеппард — глава сил Глобальной оборонной инициативы. В кампании GDI он обычно объясняет игроку цели предстоящей миссии. Роль исполняет актер Эрик Мартин.
- Доктор Игнатио Мобиус — ученый и главный эксперт по свойствам тибериума и его влиянию на окружающую среду. Актер — Ричард Смит.
- Полковник Картер — полевой командир GDI. Обычно он появляется с отчетом о состоянии дел на поле боя. Актер — Билл Коллинз.
- Полковник Морелли — пилот-истребитель и командующий военно-воздушными силами GDI. Игрок получает от нее инструктаж по четвертой миссии GDI. В этой роли выступает Венди Баггер — отрицательный главный герой игры, лидер Братства Нод. Роль исполнил Джозеф Кукан, который также был режиссером всех видеоклипов.
- Сет — правая рука Кейна. Первый персонаж, которого мы встречаем в кампании «Братство Нод». В начале миссии 8 Кейн застрелил Сета, когда говорил игроку, что делать. В этой роли выступил Эрик Гуч, который также работал над трехмерной графикой Command & Conquer.
- Грег Бурдетт — репортер фальшивых новостей для WWN. Он работает на Кейна и распространяет ложную информацию о деятельности GDI. Актер — Эрик Рэндалл.
Музыка
Полный список песен, написанных Фрэнком Клепаки.
[1995-1996] Музыка к Command & Conquer: Tiberian Dawn + The Covert Operations:
- Следуйте за инстинктом
- Без милосердия
- Индустриальный
- Железный кулак
- Мы остановим их
- Радио
- В дороге
- Re-con
- Дрон
- На линии огня
- Приготовиться к бою
- Глубинный заряд
- Дождь в ночи
- Стелс
- Цель
- Просто сделай это
- C&C Thang
- Бойся
- Дрель
- Точка и тире
- В беде
- Воздушный рейд
Command & Conquer (1995)
Dune II, вышедшая в 1992 году, не только задала направление жанру RTS на долгие годы вперед, но и показала Westwood Studios, что на стратегических играх можно делать хорошие деньги. Когда разработчики посмотрели на бюджет Dune II и увидели статью «авторские отчисления», они спросили себя, действительно ли им нужен сеттинг романов Герберта.
Ответом стала разработанная сотрудниками студии идея сюжета о противостоянии хороших парней из ООН и злых религиозных фанатиков. В остальном Command & Conquer Dune II была очень похожа — только вместо спайса был тибериум, энергия вырабатывалась обычными генераторами, а не «ловушками ветра», а вместо далекого и пустынного Арракиса была наша прекрасная Земля.
Задолго до выхода Starcraft, в C&C использовался асимметричный дизайн юнитов — обычные войска GDI полагались в основном на броню и огневую мощь, в то время как Ноды полагались на скорость и дешевизну производимых ими юнитов.
Оригинальный геймплей, захватывающий и своевременный сюжет, харизматичный злодей Кейн и фантастический мультиплеер быстро сделали игру бестселлером — за 2 года было продано более 3 миллионов копий. C&C была признана критиками одной из лучших стратегических игр года со средней оценкой 9 из 10. Игра распространяется бесплатно с 2007 года.
Command & Conquer: Tiberian Sun (1999)
Кейн, убитый в первой части, возвращается к жизни, и противостояние между двумя фракциями вновь обостряется. Стиль игры заметно меняется — если первая часть больше похожа на типичную войну 90-х годов с вымышленными «тибериумными юнитами», то в конфликтных частях все становится гораздо более футуристичным — лазеры, киборги, антигравы и другие высокотехнологичные устройства используются в полной мере.
Сиквел также вводит в конфликт третью сторону — Забытых, сообщество тибериумных мутантов, с которыми заигрывают и GDI, и Nod.
Сиквел практически повторил успех оригинала: за год было продано 2,5 миллиона копий, а средняя оценка критиков составила 8/10. Компания Westwood создала очень атмосферную игру, благодаря изысканному визуальному стилю, видеосценам и музыке. Разработчики наняли известных актеров для съемок традиционных видеороликов для серии. Теперь это был полноценный фильм, а не просто озвучка, как в первой части.
Игра является бесплатной с 2010 года.
Command & Conquer 3: Tiberium Wars (2007)
Приквел стал первой игрой в серии Tiberium Wars, разработанной EA Los Angeles после закрытия Westwood Studios в 2003 году.
Через семнадцать лет после своей второй смерти Кейн возвращается к жизни. Нод начинает стремительное наступление, одерживая победу за победой, а обезглавленный GDI в панике атакует главный храм с помощью ионной пушки. Взрыв поставок тибериума не только полностью уничтожает Балканы и уносит миллионы жизней, но и привлекает внимание инопланетян Скриннов на Земле, которые становятся третьей стороной в конфликте.
Критики оценили трехсерийный фильм даже более положительно, чем сиквел, получив средний балл 8,5 из 10. Третья часть отличалась превосходной графикой и динамичным геймплеем. Многопользовательский режим содержит лучшие элементы предыдущих версий, а также предлагает множество новых возможностей. EALA уделяла много внимания этому аспекту и пыталась сделать C&C киберспортивной дисциплиной.
В то же время разработчики очень вольно обошлись с сюжетом игры и практически проигнорировали события второй части. Однопользовательская кампания, сюжет и сцены между миссиями не смогли превзойти C&C2: Tiberain Sun.
Дополнение Kane’s Wrath 2009 года добавило некачественный геймплей и новый многопользовательский режим, но в целом было намного хуже оригинальной игры, за что получило от критиков среднюю оценку 7,5/10.
Тиберий [ править ]
Это была классическая игра в мяч, которая вызвала большой ажиотаж. Единственный вид ресурсов в C&C. Неизвестная зеленая, синяя и даже красная птица, которая достигла метеорита. Назван в честь реки Тиберий, на которую упал метеорит (версия GDI) или лично в честь римского императора Тиберия (версия Nod). Скрины называются ихор (разг. англ. Ichor, брит.уч. кровь жука, антич. мифол. кровь богов).
Вещество: инопланетный минерал или организм, обладающий духом, по неподтвержденным данным, очень ценный (прекрасный источник энергии и универсальный материал для производства), но очень опасный. Голубой тиберий вдвойне ценен, но также взрывоопасен. Красный цвет считается самым ценным и опасным минералом, настолько редким, что за все годы существования на Земле он даже не был тщательно исследован. Жидкий тиберий очень нестабилен, и бомба на его основе произвела бы 2 гигатонны тротила. Главной особенностью тиберия является его способность расти из чего угодно без полива и удобрений, то есть он по определению бесконечен.
Растения и животные на тибериумных полях либо постепенно умирают (в C&C3 они все еще становятся тибериумными), либо мутируют. Менее удачливые превращаются в аморфную кучу биомассы — висцероид.
Тибериум размножается, эволюционирует и умножает Землю на ноль, якобы на благо инопланетян. GDI это надоело, и они отрезали сверхзвуковые чудо-пилы, чтобы отрезать Тибериум, но через некоторое время они привыкли к этому. Согласно теории NOD, люди должны распространять тибериум по планете и быть связаны с ним — инъекции тибериума и другие усовершенствования сообщества NOD для всего, от топлива для электростанций до оружия, медицины, авиации и многого другого. Стоит отметить, что прототипом тибериума на нашей планете является уран, чьи мириады изотопов также повсеместно распространены — от пуль и брони до медицины и Чернобыля.
После C&C 2 появляется разделение Земли на зоны:
- Синий — окружен наностенами для защиты от тибериума, сам тибериум хранится в хранилищах, содержащих своего рода «золотой миллиард» и охраняющих его GDI.
- В желтом цвете много интересного: обычные Норот, Нод, мутанты и Висцероиды.
- Красный — инопланетный рай с тибериумом и ионными штормами.
Со временем минерал эволюционировал: в Tiberian Dawn и Tiberian Sun он был ядовитым и выглядел как растение: рос в «горшках», распространялся спорами (из кристаллов и мутировавших деревьев), прорастал корнями и высасывал минералы; в Tiberium Wars он стал минералом, который распространялся не только частицами, но и подземными жилами, превращая всех и вся в себя или мутантов. В Tiberian Twilight Тибериум привык к сверхзвуковым игрушкам GDI и стал (более или менее) крепче всего на свете, кроме людей — новая ступень эволюции, черт возьми! В общем, сценаристы были талантливы и не заморачивались.
Тибериум также называли пасхальным яйцом в других играх Westwood Studios. В игре Legend of Kyrandia, например, есть момент, когда принц Брэндон находится в пещере, полной Тибериума. И самое приятное, что ему наплевать на радиацию — он принц. Его также можно получить в King’s Bounty в виде толстого паспорта — гигантские кристаллы меча растут в подземельях. Он был замечен в The Sims 3 в виде окаменевшего камня.
Стороны конфликта [ править ]
Global Defense Initiative [ править ]
GDI — Global Defense Initiative (GDI — Global Imperialism Doctrine (на самом деле это не перевод, а транскрипция), GSB — Global Security Council, JDI — Joint Defense Initiative, GDI — Global Defense Initiative, также замечено использование термина Zhidai) — организация мира, глобальная армия ООН. Она борется против махинаций Братства Нод, пытается сохранить и защитить зеленые территории (в смысле растения) от распространения зеленого (уже Тибериума). Во многих случаях он превосходит НОД по грубой силе, выносливости подразделения и невосприимчивости руководства. Но это не спасает его от коварных фанатиков.
В центре внимания ГСБ находятся бывшие страны «золотого миллиарда», особенно «голубые зоны». Ее штаб-квартира находилась на космической станции «Филадельфия», пока она не была взорвана. ГСБ управляется капризными генералами и полковниками. Заметные женщины-лейтенанты появляются в C&C 3 (доктор Кэмерон и Сайлон №8 — Дженнифер Моррисон и Грейс Парк соответственно). В Tiberian Sun («Огненный шторм») также была доктор Габриэлла Будро, которая также вполне благоприятна.
В начале серии их вооружение традиционно, в отличие от футуристических «Нодов»: баллисты, ракеты, танкеры, крейсеры….. Но затем они также переходят к научной фантастике и получают всевозможные призмы и движущиеся мехи. Что чертовски интересно, потому что в первой части у Нодов были в основном лазеры, а потом у Нодов появились всякие нечеловеческие лучники, и лучники стали гдяевской фишкой — но не злые красные лазеры, а чистые белые лучи добра. Среди них также есть алсо, реплики мамонтового танка, который традиционно является оружием разбойников.
Действительно, войска GDI и их тактика являются олицетворением самой организации — огромная, хорошо отлаженная машина с защитой от безумцев, неуклюжая, но очень мощная. Самым монументальным является танк «Мамонт», который заслуживает отдельной статьи, есть также штурмовики в силовой броне с рельсовыми пушками (в третьей части дополнения — также женская версия), боевой комбайн и плод его любовной связи с танком «Мамонт» MARV, звуковые пушки и многое другое.
Внезапно появляется Кейн, и Братство Нода разражается. Бравые воины ГСБ гоняются за ними по всему миру с тряпками для мочи. В конце концов они находят главный храм Нода и разрушают его вместе с Кейном, который прячется там.
Каждая из следующих частей начинается с внезапного воскрешения Кейна и воссоединения Братства, которое после его исчезновения разделилось и пришло в упадок. Затем повторяется то, что было описано в первом абзаце.
Последняя битва — самая сложная!
Также и во второй раз.
Это уже Огненный шторм. Лиса из тупого железа!
Мамонты вырываются вперед!
Brotherhood of Nod [ править ]
Nod — Братство Нод — это темная и таинственная организация, международное религиозное и террористическое братство. Они постоянно атакуют ГСБ и пытаются построить лучшее будущее с помощью Тибериума. В плане универсальности, партизанской тактики, эпических персонажей и дизайна marvel lulz, она во много раз превосходит GSS.