Это касается не только видеоигр, но и любой другой сферы деятельности. К счастью, у индустрии видеоигр насыщенное и захватывающее прошлое, и оно может многому нас научить.
Когда вышла самая первая компьютерная игра?
Вам интересно, в каком году вышла самая первая компьютерная игра в мире? Когда это случилось? Оказывается, точная дата — это далеко еще не все. И произошло это не в одночасье.
История компьютерных игр начинается еще в 40-ых – 50-ых годах прошлого столетия . Тогда первые разработчики пытались создать простые симуляции. Изначально компьютерные игры в их примитивном виде не пользовались спросом, но к началу 1980-ых они обрели долгожданную популярность, став частью игровой поп-культуры.
До сих пор нельзя с точной уверенностью сказать, кто из трех разработчиков был основателем компьютерных игр: Ральф Баэр — разработчик в сфере телевидения, Уильям Хигинботам —создатель игры «Tennis for Two» и Сенди Дуглас, перенесший «крестики-нолики» в компьютерную версию «ОХО». Все они начали свое дело приблизительно в одно и тоже время, а мнения специалистов расходятся в том, кого считать основателем. Судите сами.
1952 год: игра в «крестики-нолики» для диссертации
Именно в этом году появился компьютерный аналог «крестиков-ноликов» — « ОХО ». На игровом поле 3х3 нужно было сделать свой ход, а компьютер совершал ответное действие. Игра длилась до тех пор, пока кто-то не выиграет.
Как уже было сказано выше, игру создал Сенди Дуглас, когда обучался в Кембриджском университете. Тема его научной работы заключалась во взаимодействии человека с компьютером. Сенди Дуглас разработал игру, чтобы показать суть своих идей наглядно. ОХО оставалась в единственном экземпляре и могла работать исключительно на мэйнфрейме EDSAC.
Но Spacewar был хардкорной, и у Нолана появилась идея сделать более простой видео автомат. В первый день работы Pong четвертаков было так много, что автомат перестал их принимать. Pong стал популярен именно благодаря своей простоте и доступности любому игроку.
Первая компьютерная игра — кто и когда ее создал
Самые первые упоминания о компьютерных играх появились еще до начала Второй Мировой войны. Уже тогда предпринимали попытки их создания, монитором для которых был военный радар. Изобретатели создали военный симулятор вражеских ракет. Но официально началом истории создания компьютерных игр принято считать начало 50-х годов.
В 1952 году появилась на свет компьютерная игра под названием ОХО. Конечно она была очень примитивная и далекая от современных компьютерных игр. Это была привычная нам игра Крестики Нолики или Noughts And Crosses.
Кто создал
Создателем первой цифровой игры стал на то время студент Кембриджского университета Александр «Сэнди» Шафто Дуглас.
Он писал диссертацию на тему «Взаимодействие человека и компьютера», и чтобы доказать на практике свои теории он разработал алгоритм и код для игры где человек сможет конкурировать с компьютером. На тот момент в мире было всего два компьютера и один из них EDSAC находился в подземной лаборатории Кембриджа. Именно на нем и была запущена первая компьютерная игра.
Сначала планировалось отрисовать все ассеты игры вручную. Начав это делать, стало понятно, что это невозможно из-за гигантского объема задачи. Именно так пришли идее сделать все в 3d.
Какой была первая компьютерная игра?
Как это часто бывает с открытиями и изобретениями, в интернете можно найти много ответов на вопрос о том, какой была первая компьютерная игра на основе видео и кто ее изобрел.
Но если отделить зерна от плевел и попытаться узнать, как всё было на самом деле, многие из них отсеются, и останется несколько достойных кандидатов.
Первый из них – Bertie the Brain.
Bertie the Brain: самая первая игра
Некоторые считают, что самой первой компьютерной игрой на основе видео была Bertie the Brain, которую в 1950 году изобрел Джозеф Кейтс.
На этой монструозной машине высотой четыре метра можно было играть в знакомую с детства игру – «Крестики-нолики», и ее представили на Канадской национальной выставке.
Посетители выставки с большим удовольствием соревновались с искусственным интеллектом Bertie the Brain на разных уровнях сложности.
Сегодня многим из нас такая простая игра показалась бы скучной. Однако стоит помнить, что в то время Bertie была невиданным технологическим чудом.
К сожалению, после выставки этот исторический экспонат разобрали. Какой бы чудесной ни была машина, она потеряла свою новизну.
Но вернемся к вопросу: что же такое видеоигра? Если сосредоточиться на определении, Bertie the Brain едва ли сможет послужить подходящим примером.
Дуглас Энгельбарт разработал первую в истории мышку для компьютера, которая имела непривычный для нас вид — из дерева и с несколькими колесиками. Хотя непосредственно для компьютерных игр традиционная для нас мышка стала использоваться намного позже.
Проекты Баера и его коллег
В 1966 году Ральф Баер вместе с Альбертом Мариконом и Тедом Дабни начал разрабатывать игру под названием Fox and Hounds, положив начало домашней компьютерной игре. Этот проект вскоре превратился в систему Magnavox Odyssey, выпущенную в 1972 году.
Важная веха в зарождении компьютерных игр дала знать о себе в 1971 году, когда Нолан Бушнелл начал коммерциализировать компьютерное пространство. Благодаря ему была выпущена компьютерная игра про космические воины, и позднее происходили релизы новых частей этой игры.
Еще одна игра
Но наибольшая популярность игр пришлась на с появление аркадного автомата Pong, который считается коммерческой версией игры Tennis for Two Хиггинботэма. Система была разработана Аль Алкомом для Нолана Бушнелла из недавно созданной Atari.
Игра была представлена в 1972 году и стала краеугольным камнем индустрии компьютерных игр. В последующие годы в играх были реализованы многочисленные технические достижения (в частности, микропроцессоры и микросхемы памяти). Такие игры, как Space Invaders (Taito) или Asteroids (Atari), появились в аркадах.
Я прочитал книгу Dustin Hansen “Game On!: Video Game History” и сделал ее конспект. Автор составил список игр, наложив которые на линейку времени, можно получить краткую историю видео игр.
PAC-MAN 1980. Первая сюжетная аркада
Идея игры пришла в 79 году сотруднику Namco Toru Iwatani, когда он уставший сидел и просто пялился на пиццу. В этой легендарной пицце не хватало двух кусков, что и натолкнуло на образ Pac-Man. Механика Pac-Man “скушал еду — стал сильнее” стала одной из самых распространенных.
Главное ноу-хау Pac-Man было в наличии истории в игре, которая рассказывалась через интро-ролик и видео вставки между уровнями. Сам образ героя рисовался с желанием захватить наиболее широкую аудиторию по возрасту и полу. Каждый из 4-х врагов имел свое уникальное имя и характер. Красный “Блинки” и розовый “Пинки” — предсказуемые приведения и атакуют Pac-Man по прямой. Синий “Инки” старался атаковать вас там, где вы были мгновение назад. Оранжевые “Клайд” самый опасный, он атакует рандомно.
Игра вышла в Японии под названием Puck-Man. В США название сменили на Pac-Man, побоявшись плохих ассоциаций со словом puck.
ZORK 1980. Прадедушка Uncharted 4 и Zelda
Zork — Первая текстовая adventure. Uncharted 4, Zelda — это ее далекие потомки.
Игра вышла в 78-ом году, но хитом стала только к 80-ому году. Проблема было не в игре, а в платформе. Это была эпоха, когда ПК были редкостью. В игре было несколько инноваций, некоторые из них и сейчас смотрятся круто.
- В игре было невероятная вариативность. Например, было 28 способов умереть. Сколько в GTA?
- Все текстовые команды в игре вы набирали сами. В Zork был отличный парсер команд. Например, вы могли набрать “Put sword, ax, torch, and map in chest”, и игра поняла бы вас и выполнила команду.
- Впервые в играх появился нарратор.
- Создатели круто работали с коммьюнити. Игроки могли отправить на специальный адрес рассказ или картинку про игру, лучшие из них попадали в специальную рассылку. Она называлась “New Zork Times”.
Кстати, игра нравилась мамам, ведь она завлекала детей чтением.
Как это часто бывает с открытиями и изобретениями, в интернете можно найти много ответов на вопрос о том, какой была первая компьютерная игра на основе видео и кто ее изобрел.
Hunt the Wumpus
Кен Томпсон в 1972 году основал семейство игр Hunt the Wumpus — текстовых приключенческих компьютерных игр. Игрок оказывается в лабиринте, цель — найти Вампуса и застрелить его, путь лежит через пещеру, где на Вас временами летит полк летучих мышей, а дорога напоминает наши дороги ранней весной. В пещере есть 20 дверей, которые соединены друг с другом, игрок, оказавшись в одной из комнат, либо делает выстрел в одну из трех дверей, либо переходит в какую-то комнату через выбранную дверь. Ну из оружия у Вас 5 «метких» стрел. Удачной охоты)
Нельзя не вспомнить известную игру
Pac-Man
Она была разработана японским программистом, работником корпорации Namco, Тору Иватани. Идея к ее создателю пришла внезапно, когда он ел пиццу, pakku-man (и правда герой похож на круглую пиццу с одним недостающим кусочком) — так называлась она изначально, что на японском означало «поедать», при чем в Японии она как-то не пошла, а вот после того, как ее приобрела американская компания Midway, игра покорила многих игроманов. В игре нужно было расправляться с пришельцами или монстрами, при этом уворачиваться от привидений, которые преследовали героя. Цель игры очень простая: игрок находится в лабиринте, который наполнен «едой» (в виде точек), нужно съесть все, чтобы перейти на следующий уровень.
В конце 70 аркадные залы, которые мы в Японии называем «игровыми центрами», притягивали мальчишек, которые жаждали уничтожать орды цифровых пришельцев. Я же хотел придумать игру не менее притягательную, с лёгким юмором, и чтобы в неё было приятно играть всем, даже женщинам.
Блинки, Пинки, Инки и Клайд — призраки, которые то нападали на Pac-Man со всех сторон, то отступали.
Zork
На хакерском сленге означает незаконченную программу.
Еще одна текстовая (позже графическая) приключенческая компьютерная игра. Игрок (искатель приключений) попадал в атмосферу чрезвычайно богатой и яркой Вселенной, в поисках 20 сокровищ разгадывал различные головоломки, проходил лабиринты. Игра без графической оболочки, все происходящее описывалось текстом.
«Лучший творец графики — это Ваше воображение. Оно всегда с Вами!»
Эта игра совмещает в себе два современных жанра — квесты, как таковые, и пошаговую стратегию. Все действия игрока вписываются напрямую в строку действий, в зависимости от того какая это команда и правильно ли она введена, Zork по разному отреагирует. Всего в оригинальной трилогии 80 команд, которые можно использовать по мере прохождения. Для геймплея была добавлена аркадная функция — подсчет ходов игрока, что давало возможность посоревноваться с другими геймерами в быстроте прохождения.
Сложно представить, как можно подать сюжет игры без графической оболочки да так, чтобы захватить в атмосферу игры. Zork напоминает интерактивную книгу, которую пишет каждый игрок сам. С каждым новым действием Zork вознаграждает игрока новой информацией о том, что по ту сторону экрана, в конце игры создастся примерная картина происходящего. Главный герой игры — безымянный путешественник, находит непримечательный подвал в старом заброшенном лесном доме, который приведет его в великую подземную империю Zork. Позже, за всю историю было создано 16 частей этой игры.
Core War — игра для программистов
Еще из истории развития игр 80 годов. Развлечение исключительно программистское. Суть его в сражении между программами. Цель — написать такого бойца, который победит остальных.
Программы, которые участвуют в бое, загружались в общую область памяти и одновременно запускались. Та, которая проработает дольше всех — победитель. В случае, если программа исполняла недопустимую инструкцию — умирала. Автор таких инструкций в неё не добавляет… «- ими «бомбят» память другие программы в надежде испортить конкурентов. Кроме того, пытаясь уйти от бомбёжки, почти все программы то и дело перемещают себя в памяти. Память же закольцована — вслед за последней ячейкой идёт первая(нулевая)».
Набор команд в Core Wars ограничен: состоит из команд mov, арифметики и jmp с небольшими вариациями. Классический размер программы-бойца, тоже небольшой — от одной команды до десятка.
более детально о Core Wars
Только программисты могли получать удовольствие от написания и отладки ассемблерной программы-воина, уничтожающей соперников в памяти виртуального компьютера.
Это не весь список игр, создаваемых в 60-80 годах прошлого столетия. Время шло, компьютеры потихоньку становились все мощнее, начали появляться игры, похожие на сегодняшние, 256 цветов вместо 16 и т.д и т.п. Эти годы были фундаментом для развития индустрии компьютерных игр.
Дальше были 90, стремительное развитие, период, который требует для рассмотрения, как минимум, еще одну статью.