Стартовые комплексы — это интересный отдельный аспект космической техники. Фактически, ракету необходимо собрать, доставить на стартовую площадку, перепроверить, заправить топливом, произвести посадку экипажа (если запуск пилотируемый) и запустить. И каждая из задач требует инженерной смекалки,…
lozga
Стартовые комплексы — это интересный отдельный аспект космической техники. Фактически, ракету необходимо собрать, доставить на стартовую площадку, перепроверить, заправить топливом, произвести посадку экипажа (если запуск пилотируемый) и запустить. И каждая из этих проблем бросает вызов инженерной смекалке, материаловедению, материаловедению и множеству других дисциплин.
Введение
Чтобы люди поняли, о чем идет речь, необходимо объяснить используемые термины и в общих чертах рассказать, как происходит запуск ракеты-носителя.
В первую очередь на космодром доставляют ракету-носитель и полезную нагрузку. Ракета-носитель почти всегда доставляется в разобранном виде, так как ее легче транспортировать. Затем ракета и боевая нагрузка собираются в одно целое и испытываются в специальном здании, которое имеет много разных названий для разных ракет в разных странах: ВПК (монтажно-испытательный комплекс), техническое расположение, технический комплекс, ВАБ (вертикальный монтажный корпус, вертикальный сборочный корпус).), сборочный корпус и др. ракета-носитель, обычно собранная вместе с полезной нагрузкой, затем транспортируется на специальную стартовую площадку. У этой площадки тоже много названий: стартовый комплекс, стартовая площадка, стартовая площадка и т.д. Вертикально расположенная ракета — это очень высокая деталь, поэтому обычно имеется так называемая служебная вышка, позволяющая попасть в нужные места на уже установленной ракете.
Когда ракеты были маленькими
Чем меньше ракета, тем проще стартовый комплекс и меньше сложностей с ним. На заре ракетной техники весь стартовый комплекс состоял из плоской бетонной платформы, ракетной стойки на небольших ножках и простой служебной башни:
V-2 и лестница.
Более продвинутая версия служебной башни. В нижней части установлен конус для равномерного отвода газов в стороны.
Даже на пилотируемых пусках с малыми ракетными стартовыми комплексами особых сложностей не возникало:
1961 г., первый пилотируемый полет программы «Меркурий» — «Меркурий-Редстоун 3». Башня передвигается по рельсам, технология аналогична строительному крану. Такой же конус виден под стартовой опорой для равномерного рассеивания газов.
В принципе, для малых ракет этот подход актуален и сегодня. Низкий стартовый вес означает относительно низкую мощность двигателя и отсутствие проблем с выхлопом, относительно короткое воздействие высоких температур, что снижает потребность в материалах.
Ракета-носитель «Космос-3М» недавно списана. Слева видна служебная вышка, справа — простая стартовая площадка.
На Западе примерно то же самое: небольшую ракету можно запустить промышленным краном:
Телец слева, Минотавр V справа.
И начнем с более высокой, но все еще простой стартовой структуры:
Телец слева, Минотавр V справа.
Как расцветал тюльпан
Пожалуй, самый необычный стартовый комплекс — это ракеты семейства Р-7. Во-первых, это единственный комплекс, в котором ракета не стоит на столе, а подвешена по центру. Во-вторых, в предыдущих версиях стартовая площадка полностью вращалась перед запуском. И в-третьих, вместо служебной башни построили две «полубашни», которые, к тому же, удаляются от ракеты, вращаясь в вертикальной плоскости. Почему были приняты эти решения?
Решение первого вопроса очень хорошо описано Б. Е. Дьяволо. В семействе ракет Р-7 первая и вторая ступени собраны в одном корпусе. Причем этот пакет был очень плохо установлен на стартовой площадке — требовалось серьезное усиление хвостового отсека, а это был лишний вес и повышенное сопротивление ветру. Также изначально были идеи построить стену вокруг. Эскиз транспортного устройства, вытащившего ракету и разместившего ее на четырех пусковых столах, по одному на каждый боковой блок, тоже никого не вдохновил. И тогда родилась очень красивая инженерная идея. В полете силы боковых блоков передаются на центральный блок через их верхние части. Так почему бы не повесить ракету на стартовой площадке на этих самых силовых узлах? В этом случае ракета сначала испытывает те же нагрузки, что и в полете, и никаких специальных мер по усилению конструкции не требуется. А погружение ракеты внутрь стартового комплекса решает проблему с ветровой нагрузкой.
Макет стартовой площадки. Сзади также есть выдвижной стол для доступа персонала, здесь не показан.
Пункт второй исходил из задачи облегчения работы системы управления. В то время было проще развернуть ракету вместе со стартовой площадкой перед запуском, чем установить послестартовый поворот для аналоговой системы управления. Сейчас, в век компьютеров, это уже анахронизм. В Байконуре столы могут вращаться, и это используется по наследству, а на новых пусковых площадках (Куру, Восточный) столы уже лишены поворотных устройств.
Фотография космодрома в Куру.
Третий момент связан с постоянным обновлением ракет Р-7. Изначально была простая одноуровневая площадка:
Когда Р-7 превратился в Восток, к одноуровневой платформе была добавлена вышка мобильной связи:
Для «Восхода» и «Молния» добавлены дополнительные слои:
Результат немного предсказуем 🙂
Это Плесецк, уровней 9, на Байконуре 8.
Несмотря на красивый вид, здание не очень удобное. Строительные площадки открыты, двигаются всеми ветрами, а работа в мороз или в жару — незаметный героизм стартовых расчетов. Поэтому, когда они начали строить начало «союзов» в Куру, они спроектировали обычную мобильную вышку (был еще один фактор, об этом позже):
Хороший результат эксплуатации новой башни привел к тому, что «Восточный» будет таким же.
Пушки к бою едут задом
Еще одна интересная дилемма — транспортировка ракеты к месту старта. И, конечно же, есть много возможных решений со своими плюсами и минусами. Во-первых, собранную ракету никуда не денешь — собрали сразу на старте, проверили и запустили. Во-вторых, ракету можно собрать горизонтально, вывести на старт, поставить вертикально и запустить. В-третьих, ракету можно собрать вертикально и сразу же доставить к месту старта в вертикальном положении. Вы также можете комбинировать эти варианты.
Первый вариант в основном реализован для небольших ракет (потому что он простой):
Опять Телец. Слева, покрытый синим цветом, — первый шаг.
Индейцы тоже неожиданно поэкспериментировали с этим вариантом. Ракета PSLV шла прямо на стартовую площадку.
- Вначале не обязательно таскать ракету.
- необходимо сразу избавиться от комплекса сборки и тестирования.
Вариант второй — советская / российская школа, а также SpaceX. «Союзы», «Протоны», «Космос», «Н-1», «Энергии», «Зениты» и «Сокол» вначале идут горизонтально. Транспортер также является установщиком и устанавливает ракету в вертикальное положение.
- Длинный микрофон построить проще, чем высокий.
- легче носить в горизонтальном положении.
- от ракеты и полезного груза требуется дополнительная прочность на изгиб.
- Ракета и полезная нагрузка подвержены силе только в направлении вверх-вниз».
- Нет необходимости в установке или вертикализации.
- требуется высокий MIC.
- С транспортом посложнее.
- Сочетает в себе удобство горизонтальной транспортировки и вертикального монтажа.
- Требуется чистый миниатюрный микрофон в служебной башне.
Дилемма башни
Следующий вопрос: нужна ли ремонтная вышка? Все проверки мы проводим на ВПК, а спусковые работы проводим автоматикой. В этом случае никого нет, не нужно будет проходить через башню обслуживания и вообще не нужно ее строить. Идея привлекательная, но, как выяснилось, имеет и свои недостатки. Он был первым в СССР для ракеты «Зенит». Процесс установки, заправки, подготовки к пуску и запуску был полностью автоматизирован и не требовал от одного человека ничего, кроме работы с головой и нажатия кнопок. Начало получилось простым и минималистичным:
Все бы хорошо, но такой старт, в первую очередь, не подходит для пилотируемых запусков. Для того же «Зенита», который решили сделать пилотируемым, нужно было построить «скворечник» служебной башни:
Второй недостаток — сначала ничего не исправить. При возникновении незначительной неисправности, которую можно было бы устранить за полчаса при наличии вышки, ракету необходимо сначала снять и вернуть в ВПК. В SpaceX также отсутствует башня, и те, кто следит за запусками Falcon, заметят, что запуски регулярно откладываются на более поздний срок. Конечно, неисправности бывают разные и не все можно устранить на месте, но наличие вышки позволяет быстро устранить мелкие неисправности.
Дилемма башни 2
Другая проблема, всегда связанная с башней, — это ее мобильность. Насколько необходимо и разумно тратить деньги на то, чтобы башня сместилась с самого начала? Здесь ими движут инженерные возможности. Неподвижная башня должна противостоять взрыву ракеты в начале. Мобильный должен иметь моторы, колеса и рельсы, а также систему протяжки и сбора коммуникаций и трубопроводов. Что проще, дешевле и привычнее, так это то, что они делают. Здесь нет национальных школ; в каждом проекте инженеры делают то, что считают наиболее удобным. Например, для Протона сделали передвижную вышку:
А по «Ангаре» — уже остановлено:
Трон Гулливера
Нельзя игнорировать сверхтяжелые ракетные стартовые комплексы. Размеры и сложность этих систем, а также выбранные технические решения просто поражают.
Американцы действовали в традициях своей школы: вертикальная сборка и транспорт. Ключевым элементом был тягач-транспортер, который нес ракету вместе с частью стартовой площадки и служебной башней. Это менее известно, но была еще и вторая половина башни, которую приводил в движение тот же трактор:
На старт выходит «Сатурн-V» с верхней частью стартовой площадки и служебной башней. Вторая вышка ждет своей очереди в «тупике» тракторных дорог. Вдали виден вертикальный сборочный дом.
Небольшое инженерное любопытство. В миссиях «Аполлон» на «Скайлэб» и «Союз-Аполлон» использовался тот же стартовый комплекс LC39, но меньшая по размеру ракета Сатурн-ИБ. Чтобы ракета сталкивалась с теми же деревьями на гораздо более крупном стартовом сооружении, был изготовлен «высокий стул», решетчатая конструкция, которая подняла ракету на высоту Сатурна-V»:
Советская ракета «Н-1» тоже была сделана в отечественных традициях, ее транспортировали горизонтально на гигантском слесаре двумя тепловозами по параллельным путям. Вот только служебная башня была несколько необычной, довольно маленькой.
С началом разработки многоразовых кораблей стартовые комплексы ждала та же участь: их переоборудовали в многоразовые корабли по обе стороны океана.
В США построена очень элегантная служебная башня с вращающимся элементом:
В СССР строили комплекс из двух башен рядом друг с другом:
Большие трубы на левой башне — это система для посадки и экстренной эвакуации экипажа. Фото с сайта Буран.ру, копирайт пришлось вырезать при кадрировании.
Газоводы
Если вы внимательно посмотрели на поверхность под стартовой площадкой на фотографиях, вы, вероятно, заметили туннели, отверстия и впадины. Это газоходы, они нужны для отвода газов, выбрасываемых ракетой. Для мощных тяжелых ракетных двигателей простого конуса под днищем уже недостаточно. Их дизайн может быть разным; в США чаще всего использовалась насыпная стартовая площадка с газопроводами, орошаемыми водой с уровня земли. Вода смягчает ударную волну и снижает тепловую нагрузку на стены. Наши газовые трубы, как правило, сухие и расположены ниже уровня земли. Апрельский запуск «Сокола» показал, что в случае использования орошаемых подземных газопроводов стоит следить за уровнем жидкости в них — ракета запускалась через грязевой фонтан, ну, это не доставляло проблем.
Заключение
В заключение красивый ролик замедленного запуска Зенита на Морском старте. Видно функционирование пусковых механизмов и испарение падающего льда.
Читайте в блоге Татьяны Кашициной: Ракета из бумаги и картона для детей: как сделать ракету своими руками. На нашем сайте вы найдете много полезных советов и информации для всей семьи.
Ракета из бумаги и картона для детей с шаблонами
Для начала вкратце расскажу, какие поделки в форме ракеты можно сделать из бумаги и картона.
Во-первых, приложение, во-вторых — простые и объемные открытки, в-третьих — летательные аппараты, в-четвертых — оригами, в-пятых — большие ракеты в виде домиков или праздничной атрибутики.
Все вышеперечисленные способы создания космического устройства мы более подробно рассмотрим ниже. А теперь для создания всех поделок я выброшу для вас готовые шаблоны и трафареты. Чтобы, определившись с техникой изготовления ракеты, можно было быстро собрать нужную модель, сохранить и распечатать, а уже потом выполнить все по мастер-классу.
Что ж, а теперь приступим к детальному изучению создания космических кораблей из бумаги и картона.
Предлагаю вам сделать объемную ракету из гофрокартона.
Тебе понадобится:
Производственный процесс:
Как построить ракету в доме. Ракета — это просто! Классы ракет и их отличия При создании конструкции летающей ракеты изначально учитывались три требования: это легкость конструкции,
Инструкция
- Сделайте топливную смесь: смешайте все ингредиенты в правильных пропорциях. Сделайте фитильную смесь, смешав сыворотку и селитру с одной частью серы и девятью чаями селитры.
- Со стороны насадки капсулы необходимо просверлить металлическую часть гильзы. Затем снимите элементы крепления капсулы.
- Вбейте гвоздь в доску. Он должен выступать из доски на два сантиметра. Отшлифуйте выступающий конец так, чтобы он имел плавные конические очертания. Слегка затупите заостренный конец.
- Теперь необходимо удалить все металлические опилки. Наденьте гильзу на гвоздь с металлической частью и налейте в нее смешанное топливо на ¾ высоты. Используйте круглую деревянную палку, чтобы выдавить топливо, слегка ударив по нему молотком.
- Вырежьте такой круг из пищевой бумаги, чтобы он был немного больше внутреннего диаметра рукава. Он должен покрывать топливный слой. Поверх полученной перегородки залейте топливную смесь слоем в полсантиметра, а затем приклейте сверху гильзу слоем тонкой бумаги. Этот заряд предназначен для выпуска парашюта.
- Оберните палку большого диаметра газетной бумагой. Закрепите клеем и дайте высохнуть. Затем слегка смочите слой газеты маслом и протрите.
- Оберните получившийся белый лист бумаги для рисования трубочкой толщиной в два витка. Осторожно промажьте катушки клеем. Просушите трубочку на палочке. Затем удалите газетный слой, он больше не нужен.
- Сделайте обтекатель ракеты из мягкой древесины. Это пробка длиной от шести до семи сантиметров, верхний конец которой оканчивается закруглением и сужением, а нижний, длиной полтора сантиметра, плотно вставлен в верхнюю часть бумажной трубки. У вас есть обтекатель и корпус ракеты.
- Сделайте не менее трех стабилизаторов из ватмана. Это треугольники, у которых должны быть лепестки, чтобы соединяться с ракетой. Стабилизаторы прикреплены к корпусу ракеты с помощью клея. С торца обтекателя, который находится в корпусе ракеты, прикрепляют металлический кронштейн или кольцо с внутренним диаметром полсантиметра, которое выполнено из стальной проволоки. Закройте кольцо. Это необходимо для крепления парашюта.
- Вставьте гильзу двигателя в основание ракеты. Он должен быть надежно вставлен и доступен по мере необходимости. Если мотор закреплен, приклейте дополнительное бумажное кольцо шириной 3 см с внутренней стороны корпуса. Теперь просушите все тело и покрасьте водостойкой краской любого понравившегося цвета (желательно яркого).
- Создайте парашют. Диаметр купола от пятнадцати до двадцати сантиметров. Используйте строп-парашют для ракеты. Присоедините один конец ленты к деревянной палочке. К концам палочки из нитки длиной десять сантиметров прикрепить петлю. Привяжите к одному концу ленты кусок авиационной резины длиной десять сантиметров. Обвяжите конец резинки вокруг проволочной петли, которая надевается на обтекатель. Используйте для него обычную нить, чтобы сделать дополнительное крепление. К концу обтекателя привяжите еще один провод длиной десять сантиметров. Также привяжите к нему кусок авиационной резины и пять сантиметров обычной нити. Прикрепите этот провод к внутренней части ракеты, на расстоянии трех дюймов от верха трубы. Вы можете заставить его пройти через всю ракету, проделав отверстия и склеив бумажными кольцами, чтобы укрепить ее.
- Теперь подготовьте парашют. Начиная со свободной стороны, скатываем ленту в рулон. С внешней стороны прижмите ролик палкой, к которой крепится парашют. Вставьте этот рулон в корпус ракеты. Сверху проложите провод и скотч для крепления к обтекателю. Закройте ракету обтекателем.
- Создайте стартовое устройство. Отрежьте сто двадцать сантиметров проволоки. На ватман приклейте два цилиндра диаметром чуть больше диаметра проволоки и длиной в один сантиметр. Необходимо, чтобы петли свободно скользили по проволоке. Получившиеся кольца необходимо закрепить прочным клеем по продольной линии корпуса ракеты. Одно кольцо должно быть закреплено на стыке стабилизаторов с корпусом, а другое — вверху, примерно в сантиметре от обтекателя. Это необходимо, чтобы ракета свободно скользила по проволоке. Любой проволокой оберните вокруг ракеты защитное кольцо в пятидесяти сантиметрах от одного конца. Он не должен выходить за пределы этого кольца. Этой стороной провод нужно воткнуть в землю.
- Сделайте предохранитель. Можно взять готовый предохранитель от петарды или петарды, но длины может не хватить. Создать стопин. Для этого нужно взять хлопковую нить и сложить ее шесть раз. У вас должен получиться кусок длиной восемь сантиметров. Приготовьте макароны. Смочите нить крахмальной пастой. Все должно быть погружено в состав, который отличается от состава топлива тем, что он не должен содержать углерода. Затем просушите.
- Перед запуском необходимо вставить мотор в корпус. Перед тем, как вставить мотор, необходимо вставить пыж. Кусок пены может действовать как комок. Согните кабель на одном конце, а затем вставьте этот конец в сопло. ГОТОВ.
Источники
- https://lozga.livejournal.com/75677.html
- https://karamellka.ru/raketa-iz-bumagi-i-kartona.html
- https://browmasters.ru/rozy/kak-postroit-raketu-v-domashnih-usloviyah-raketa—eto-prosto-klassy-raket-i/