Прошло почти четырнадцать лет с тех пор, как капитан Шепард впервые поднялся на борт или был поднят на борт «Нормандии». Приходите праздновать все, что связано с Mass Effect!
История Mass Effect. Разбор особенностей всех четырех частей
Одна из самых ожидаемых игр 2017 года, Mass Effect: Andromeda, сразу же вызывает вопрос: это крупный провал или шедевр с номинацией «Игра года»? Подробнее об этом позже, а пока давайте вспомним, с чего все началось.
Что было до этого времени? Как началась серия и кто на самом деле является вашим Шепардом? В этой статье и видео вы узнаете все ответы и сможете решить для себя, какая деталь лучше. Остерегайтесь спойлеров! Однако я не намерен подробно объяснять сюжет.
Mass Effect 1
В 2007 году первая часть трилогии Mass Effect была выпущена в качестве годичного эксклюзива для Xbox 360. В то время Microsoft нужны были хорошие игры для продажи новой консоли. По этой причине они обратились к студии BioWare после успешной Star Wars: Knights of the Old Republic.
Задача состояла в том, чтобы создать альтернативу «Звездным войнам». В течение примерно шести месяцев команда работала над сюжетом и концепцией дизайна. Сценарий написали Дрю Карпышин и Кейси Хадсон.
Сюжет разворачивается в 22 веке, где технология разработала транспондеры и делает возможным путешествие через всю Вселенную. Люди открыли в себе новые способности и расы и присоединились к межпланетным людям.
Сюжет игры начинается с обычной миссии по транспортировке артефакта древней цивилизации (Protean) с Марса. Это задание было дано главному герою и по совместительству капитану космического корабля «Нормандия». Только по закону видов все пошло не так. Геты (раса, созданная кварианцами с искусственным интеллектом в качестве рабочей силы) оказываются втянутыми в битву за артефакт.
Шепард не был бы Шепардом, если бы не победил и не получил артефакт, который рассказывает ему многое о знаниях протеан и страшную тайну — приближается апокалипсис, Жнец (другая древняя раса, которая восстанавливает порядок во вселенной, уничтожая все). В ходе миссии выясняется, кто причастен к этому агрессивному поведению, и его имя. Сарен.. Но это все. Затем мы с командой начинаем преследовать предателя по всей Вселенной.
Но это не сделало сюжет скучным и предсказуемым. В то время научная фантастика была в дефиците, и эта игра стала глотком свежего воздуха для поклонников жанра. Все до сих пор восхищаются царящей здесь атмосферой, и они обнаружили, что заметки на просторах этих мест заставляли их читать себя полностью, что помогло им постичь все секреты преданий.
Кстати, знаменитое диалоговое колесо впервые появилось в Mass Effect. Здесь ваши ответы влияли на ваши отношения с окружающим миром, могли повлиять на концовку или заставить вашего собеседника раздеться и поблагодарить вас. Вернее, не силой, а по согласию, причем партнерам было по 18 лет (и мужчинам, и женщинам).
Прокачка в первой части — одна из лучших, вернее, она обширная. Правильно расставленные точки характеристик могут открыть новый навык, возможность сказать что-то особенное в диалоге или надеть другую броню. И кастомизация, за счет различных журналов, не была посредственной. Шепард часто приобретал не только новое оружие, но и одежду.
Боевая система была не самым важным аспектом игры. Даже сейчас настоящие фанаты раздражены тем, что действие нарастает с каждой частью. Они привыкли общаться с виртуальными партнерами, путешествовать по галактике и управлять машиной Mako. Последнее утверждение, безусловно, спорно. Физика машины была, мягко говоря, дешевой, а после 10-й планеты исследование стало скучным из-за отсутствия разнообразия.
Mass Effect 2
Два года спустя, в 2010 году, вторая часть Mass Effect поступила в магазины (а теперь сразу и на ПК). В то же время, ценность первой части возросла, так как все принятые решения можно было перенести на новый продукт компании. И эти изменения не только эстетические — от действий игрока зависит, какие персонажи будут в игре, и если их не убьют по собственному желанию в первой части, то как они будут реагировать при встрече в будущем. Взаимодействие с персонажами вашей команды многократно возрастает. Именно здесь будет разворачиваться основной сюжет.
Но сюжет от этого не зависит. Во время патрулирования космоса в поисках оставшихся гетов экипаж корабля «Шепард» подвергается нападению. Многие погибают, корабль разрушен, а ГГ умирает. Конец. Это может быть, но расистская организация людей. Цербер чудесным образом найден и воскрешен, что ставит перед капитаном новую цель: выяснить, кто такой Коллектор и уничтожить их, поскольку эта угроза имела приоритет над Жнецами.
Поиск Коллекционеров был второстепенным для всех игроков — главной задачей было найти партнеров. И чтобы они присоединились к команде, вы должны были выполнить их задания. Это звучит банально, но таким образом мы узнавали больше об этих людях (или других существах), и это было очень интересно. У вас также есть возможность изменить все с помощью диалогового колеса. Новая система спасения кого-либо, грубости или убийства в решающий момент пощекотала немало нервов.
Во второй части разработчики сделали большой сдвиг в экшене: сражения стали более динамичными, не нужно отвлекаться на настройки (их почти полностью снесли, а закончили бы лучше), под «Катану» была прокачка, теперь возможностей стало гораздо меньше, и такое разочарование, ведь серия нам понравилась не из-за сражений.
Напротив, боевая система была поднята на более высокий уровень, и многие пришли попробовать ее. ИИ компаньонов был улучшен, приказы стало отдавать проще, а к оружию были добавлены новые виды, например, различные огромные орудия, такие как ракетные установки, и другие боеприпасы, такие как зажигательные бомбы. Но BioWare не все удалось сделать правильно; новая система сканирования планет оказалась еще более унылой, чем управление «Мако». Было потрачено еще больше времени, и игра перестала приносить удовольствие.
Mass Effect 1 (2007)
Первая игра серии была во многом уникальной для игровой индустрии того времени. Она показала геймерам, что западные ролевые игры могут быть увлекательными и вдумчивыми, не заставляя их читать километры диалогов. Акцент был сделан на зрелищность, пафос и кинематографичность. Каждая сцена, разговор и событие были созданы так, как будто игрок не играет, а смотрит точный космический боевик.
И, как это обычно бывает в азиатских играх, диалоги и процесс погружения в сюжет через персонажей были не менее захватывающими, чем другие аспекты игры. Поэтому в Mass Effect принято проводить несколько часов за разговорами с командой и никогда не стрелять.
Более того, главной особенностью сериала была эмоциональная привязанность к персонажам, которая явно была позаимствована у их восточных моделей. Даже для самых закоренелых игроков партнеры и симпатичные персонажи к концу истории стали родственными душами. Персонажи и их взаимоотношения были настолько важной частью композиции, что их развитие волновало не меньше, чем судьба галактики.
С точки зрения геймплея, игра представляла собой дикую смесь классической ролевой игры и шутера от третьего лица. Таким образом, ураганный огонь здесь спокойно уживается с тактическими паузами и командными командами. Конечно, путаница стала грандиозной, из-за чего многое в боевой системе первой части выглядит неуклюже. Сюжет, с другой стороны, похож на настроение главного героя. По мере того, как он постигал секреты великой галактической политики, игроки постепенно погружались вместе с ним в эту сложную вселенную и были очарованы ее развитием.
Более того, первый Mass Effect — самая ориентированная на исследование игра из всей трилогии (не считая Andromeda). Локации здесь действительно большие, с несколькими точками интереса и не такими грубыми коридорами, как в сиквелах. Этот эффект усиливается наличием огромной (пусть и пустой) территории для передвижения ровера, которая исчезнет в сиквелах и вернется только в Андромеде.
Mass Effect 2 (2010)
После выхода первой игры Mass Effect студия BioWare была полностью выкуплена гигантом под названием Electronic Arts. Трудно сказать, насколько это повлияло на сиквел, но во многих отношениях Mass Effect 2 — почти идеальное продолжение.
С точки зрения игровой динамики, игра очень постаралась убрать инерцию первой части. На самом деле, начиная с этой игры, серия больше двигалась в сторону того, чтобы быть шутером, а не пытаться усидеть на всех стульях сразу. Помогло ли это? Мы должны позволить каждому решать за себя.
Неожиданный поворот сюжета приводит Шепарда и его команду в почти преступный мир. Поэтому настроение повествования и графический стиль Mass Effect гораздо мрачнее, чем в оригинале. Основными мотивами, с которыми игрок сталкивался на своем пути, были корпорации, частные армии, слабость власти и всевозможные темные и угнетающие вещи.
Однако элемент исследования практически исчез. Миссии на необитаемых планетах стали простыми заданиями в закрытых локациях, а возможность управлять транспортными средствами вернулась только в DLC. Тем не менее, Mass Effect 2 по-прежнему является самой большой звездой индустрии видеоигр. Многие считают ее лучшей частью серии, и не без оснований.
Mass Effect 3 (2012)
Не так давно предвкушение третьей части Mass Effect было таким же большим, как предвкушение финала «Мстителей». На протяжении 5 лет геймеры гадали и мечтали о том, как Шепард и его команда смогут наконец-то спасти галактику от вторжения, которое они все время откладывали.
Поэтому то, что вышло в итоге, было оправданно….. смущает. Конечно, Mass Effect 3 нельзя назвать плохим продуктом, но его качество было и остается под вопросом. Все в ней сделано так, как будто создатели предыдущих игр ушли на пенсию и передали право завершить свою работу наемным работникам. Незаконченная, незавершенная и словно собранная из кусочков второй части, здесь все осязаемо. Места, боевая система, новые персонажи и их характеры. Картину дополняет минимум новизны и общее отсутствие деталей.
Как и подобает эпическому финалу, сюжет Mass Effect 3 эпически жалок. Основные мотивы — это, конечно же, война, потеря, преодоление смерти друзей и попытка жить, когда вокруг тебя все рушится. На самом деле, сюжет — это единственная неоспоримая сильная сторона игры. Несмотря на «бумажные» декорации и слабую игру актеров, фильм держит зрителя в напряжении и вызывает бурю эмоций. И это длится до самого конца. Вы все об этом знаете, а если нет, то вам стоит посмотреть его и составить собственное мнение.
В третьей части, однако, уникальная система вариантов сюжета, передаваемая непосредственно через систему сохранения, достигает своего апогея. Все персонажи собираются вместе, чтобы встретиться с масштабным приключением, созданным игроком на протяжении трех игр.
Кроме того, нельзя не упомянуть о мультиплеере, который появляется впервые в серии. Геймплей был легким, но возможность уничтожать врагов вместе с друзьями могла затянуть на сотни часов.
На этом путешествие команды Шепарда закончилось, но это не значит, что во вселенной Mass Effect нет места для историй других людей.
Mass Effect 2
Сиквел был выпущен в 2010 году. По сравнению с первой частью была улучшена графика, оптимизировано игровое меню и пересмотрена игровая механика.
Появились новые персонажи, среди которых Миранда Лоусон (и по сей день) является самой популярной.
Жнецы не появляются непосредственно, но появляется раса коллекционеров, которые похищают колонистов, чтобы заполнить механизмы Протожнеца.
В конце финального запуска игрок видит галактику врагов, приближающихся из далекого космоса — прямой намек на то, что его ждет впереди.
Mass Effect 3
На Земле начинаются головокружительные сражения — Жнецы появились, чтобы уничтожить органическую жизнь.
Если вы пройдете все части Mass Effect по порядку, вы увидите конец: Тайна создания Жнецов раскрыта.
Разработчики учли ошибки предыдущих версий и переработали графику и игровую механику.
Mass Effect: Andromeda
Действие происходит параллельно с событиями второй части: Игрок должен отправиться в кластер Элия и исследовать планеты, пригодные для жизни.
Игра получила множество отрицательных отзывов, разработчики получали негативные сообщения и даже угрозы смерти от расстроенных фанатов.
Это привело к прекращению поддержки игры и отмене однопользовательского DLC.
Что в итоге?
Трилогия Mass Effect оставила свой след в индустрии. Вряд ли это забудется так скоро, если вообще забудется. Андромеда была лишь вопросом времени, поскольку многие не хотели прощаться с любимыми персонажами, но, учитывая, на какой ноте закончилась Mass Effect 3, BioWare пришлось приложить немало усилий и создать совершенно новую историю с новыми персонажами и даже новой галактикой.
После того, что мы увидели в «Андромеде», можно с уверенностью сказать: новая серия обещает быть не менее интересной, чем оригинал. Только масштаб разворачивающихся событий пока не ясен, и нет мужчины-пилота, но в остальном это тот же любимый многими Mass Effect.
Mass Effect 2
Успех Mass Effect показал, что команда BioWare движется в правильном направлении, поэтому работа над продолжением началась сразу после завершения первой игры. Интересно, что Mass Effect 2 и Mass Effect 3 разрабатывались в унисон, и многие наработки из второй части были использованы в третьей. Единственная проблема заключается в том, что Mass Effect 2 кажется полностью законченным проектом с причудливой концовкой.
Чтобы сделать ситуацию еще более захватывающей, разработчики вывели игрока из игры, «убив» персонажа Шепарда в самом начале, только чтобы воскресить его позже и сбить «Нормандию», чтобы дать герою новую и улучшенную версию корабля. Теперь Шепард не только командует Альянсом, но и служит организации Cerberus и должен выполнять приказы таинственного Призрака. Решение, принятое BioWare, оказало значительное влияние на сюжет и было ошибкой, по мнению многих игроков. Появление новых фракций и измененное окружение всегда трудно принять, но в этот раз прохождение основной игры практически не повлияло на понимание игроками мотивов Жнецов и угрозы, которую они представляют.
В результате история Mass Effect была немного облегчена в плане сюжета. Команда увидела уход Дрю Карпышина — его перевели в Star Wars: The Old Republic, так что он был лишь консультантом BioWare. Тем не менее, приключения командира Шепарда были эпическими и чрезвычайно запоминающимися. Стоит упомянуть захватывающее открытие и побег с базы «Цербер», не говоря уже о «самоубийственной миссии» в конце игры, и на самом деле у нас было много сюжетных дополнений, которые сократили разрыв до третьей части. Что касается сюжета, то стало ясно, чего ожидать в будущем. Mass Effect 2 стал классическим сиквелом в том смысле, что в нем больше всего. Теперь в игре есть 12 потенциальных компаньонов, каждый из которых имеет определенную миссию верности, переработанная боевая система, где больше действий и больше отдачи от размещения, а система энергетического оружия была заменена на тепловые заряды (минус для научно-фантастического уровня, но плюс для динамического). Полное прохождение однопользовательского режима заняло 35-40 часов, причем во вторую часть пришлось играть несколько раз, учитывая возможные варианты в этой и предыдущей игре.
В результате, Mass Effect 2 получил высокую оценку и выиграл больше всего номинаций 2010 г. Игру назвали «Аватором» индустрии, у нее был лучший сюжет, она была номинирована на звание «Пик десятилетия» и, казалось, нашла идеальную формулу успеха — продолжительный сюжет с многочисленными миссиями, интересные персонажи с большим количеством диалогов, богатая и проработанная вселенная, захватывающий геймплей — что может быть лучше?
Mass Effect Team Assault
Этот проект достиг стадии прототипа, а разработкой занялась компания BioWare Montreal, которая уже отвечала за кинематографичность второй части. Но в 2009 году руководство поручило им разработать собственную игру, и так родилась META, или Mass Effect Team Assault. Это был онлайн-шутер, объединивший идеи Unreal Tournament и Battlefield 1943 — человеческие персонажи должны были сражаться друг с другом на больших локациях, имелось определенное средство передвижения, например, «Мако» или «Молот». Кейси Хадсон давно хотел включить сетевой режим в серию Mass Effect, и и ему, и разработчикам однопользовательской части очень понравились геймплейные возможности META — было решено сделать третью часть многопользовательской, но сама Mass Effect Team Assault не прошла стадию прототипа.
Это было не без проблем. По сравнению с богатым миром франшизы, стрельба по Мако казалась просто бессмыслицей, а технически в сиквеле Mass Effect 2 отсутствовала возможность кооперативной игры. Казалось, что от идеи отказались, но было найдено необычное решение — разработчики поняли, что могут изобразить галактическую войну между живыми расами, воплощенными игроками, и компьютерными роботами в виде фракций Жнецов, Гетов, Коллекционеров и Церберов на заранее определенных картах.
Mass Effect 3
Выход Mass Effect 2 оказался настолько большим событием, что Electronic Arts захотела закончить третью часть как можно скорее, в результате чего BioWare была вынуждена выпустить Mass Effect 3 уже в конце 2011 года, что означало, что у команды Хадсона было всего полтора года на ее разработку и полировку. В результате третьей части не хватило оригинальных идей, сюжетов и грандиозных эпических сражений, и даже четырехмесячная задержка не оказала реального влияния на конечный результат. Разработчики просто взяли на себя существующие, но незавершенные элементы второй части.
Возьмем, к примеру, сетевой режим, в котором четыре игрока должны уничтожить 10 волн врагов, выполняя миссии, а затем успешно эвакуироваться из игры. Обилие персонажей с различными способностями, пять видов оружия, боеприпасов и расходных материалов, а также отличный соревновательный баланс сделали мультиплеер Mass Effect 3 невероятно популярной игрой. Геймплей основан на комбинировании различных биотических или технических навыков, чтобы нацелиться на цель и затем уничтожить ее, сохраняя при этом возможность быть классическим солдатом.
Автор этой статьи, как и многие другие фанаты, уже провел в игре более 500 часов, и за последние три года онлайновая часть, кажется, не потеряла ни одного игрока. Это уже не МЕТА из абзаца выше, как и вторая часть — все гораздо серьезнее и, следовательно, интереснее. Игрокам нужна сплоченность, выносливость и взаимная поддержка.
Что касается режима одиночной игры, то видно, как сильно разработчики поторопились. Дополнения и Extended Cut не помогут Mass Effect 3 стать лучшей в сердцах фанатов. Конечно, свою лепту вносит и концовка, в которой различия практически минимальны, а результирующий вектор остается идентичным независимо от того, какой вариант был выбран ранее.
Расположение миссий, развитие сюжета, информация о партнерах — BioWare несколько раз перетасовывала все и меняла детали, а из-за нехватки времени они не смогли сделать ничего более амбициозного, чем битва за Лондон для Земли. Например, изначально планировался «DLC с протеанцем», который должен был дать Шепарду основную информацию и направлять его, но он будет похищен Цербером во время второй миссии, которая происходит на Тессии, и проетанский маяк на этой планете станет основным сюжетным моментом. После этого мы увидим падение родной планеты азари, и Шепард отправится в Цитадель, куда вторгнется Цербер.
SUSI Variations SUSI Variations.
Планы разработчиков могли быть нарушены из-за утечки сценария игры. Фанаты были крайне расстроены тем, что они обнаружили в бета-сборке, просочившейся в сеть командой Xbox, но их разочарование было огромным, когда появились подробности. Легко критиковать, когда вы не в игре, но когда вы копаетесь в куче данных. Тем не менее, для эпического завершения BioWare не хватило бы времени.